Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках физики - Физика - Методическая копилка - Методическая копилка - Сайт РРЦ НО г. Балаково
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 20.01.2017, 00:20

Сайт РРЦ НО г. Балаково

Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт
Меню сайта
Форма входа
События

Методическая копилка

Главная » Статьи » Методическая копилка » Физика

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках физики
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что целью становится не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную социальную адаптацию.
В своей работе я уделяю большое внимание развитию учебно-познавательных компетенций учащихся, включая в процесс обучения элементы семинарских занятий. Семинарское занятие я рассматриваю как органическое сочетание совместной работы преподавателя и обучающихся в виде диспутов и сообщений.
Основной целью семинарских занятий является творческое развитие мыслительных способностей обучающихся.
Задачи семинарских занятий:
 формирование умений самостоятельной работы с учебной и справочной литературой;
 овладение научным аппаратом составления и оформления сообщений;
 развитие интереса к науке и научным исследованиям;
 формирование способностей устного и письменного изложения своих мыслей;
 развитие критического мышления и способностей защиты своих взглядов и убеждений.
Функции семинарских занятий:
 систематизация, конкретизация и углубление ранее полученных знаний;
 развитие навыков исследовательской работы, способностей добывать необходимые знания из различных источников.
В своей практике я применяю элементы таких семинарских занятий, в которых учащиеся делают сообщения по определённым темам, а затем эти сообщения обсуждаются и оцениваются всеми участниками семинара.
Подготовку к уроку с элементами семинарских занятий я осуществляю в следующей последовательности:
1. Выбор темы.
2. Сообщение цели занятия.
3. Сообщение рекомендуемых источников информации.
4. Определение характера, порядка и длительности выступления.
5. Определение критериев оценки выступления;
6. Определение действий учащихся, слушающих выступления.
Положительными моментами таких занятий считаю:
1. Заинтересованность учащихся в результатах своего труда.
2. Создание «ситуации успеха» для каждого учащегося.
3. Развитие коммуникативных компетенций.
4. Создание условий для развития познавательных компетенций учащихся.
В качестве примера хочу предложить урок физики в 9 классе по теме: «Успехи и проблемы электроэнергетики». За две недели до проведения урока, учащимся были предложены следующие темы для сообщений:
 Геотермальная энергия
 Ветроэнергетика
 Гелиоэнергетика
 Энергия мирового океана
 Энергия биомассы
 Энергия морских приливов
 Перспективы использования энергии термоядерных реакций.
Работы должны быть представлены в форме презентаций.
Основной целью данного урока было рассмотрение альтернативных источников энергии.
Урок я начала с беседы об успехах мировой энергетики, отметив, что в мире существует около 420 атомных реакторов. У нас в стране 14% всей энергии вырабатывается АЭС. Основными источниками энергии, также являются тепловые электростанции, использующие полезные ископаемые, и гидроэлектростанции, работающие на энергии потока воды.
Учащимся для обсуждения были предложены вопросы:
1.Почему ядерная энергетика развивается опережающими темпами по сравнению с другими видами энергии?
2.Назовите три основные проблемы современной атомной энергетики и приведите примеры их решения.
3. С какими проблемами охраны здоровья людей связано использование ядерной энергетики в мирных целях?
4.В связи, с чем в середине XX века возникла необходимость нахождения новых источников энергии?
Подводя итоги обсуждения отмечаю, что во второй половине XX века экологи планеты серьезно обеспокоились проблемами, связанными с привычными способами добычи электроэнергии – уничтожением экосистем гидроэлектростанциями, утилизацией радиоактивных отходов АЭС. Ситуацию усугубляет тот факт, что запасы ископаемых источников энергии (нефть, газ), цены на которые растут не по дням, а по часам, через пару десятков лет вовсе могут иссякнуть.
Именно поэтому вторую часть урока я начала со слов:
Американские индейцы, которые уважительно относились к природе, говорили: «Земля не принадлежит человеку, человек принадлежит Земле.…Все вещи взаимосвязаны, подобно крови, объединяющей одну семью. Человек не сплетал ткань жизни, он всего лишь прядь в ней. Все, что он причиняет этой ткани, он причиняет самому себе»
По результатам беседы я подвожу учащихся к выводу о том, что увеличивающееся загрязнение окружающей среды, нарушение теплового баланса атмосферы постепенно приводят к глобальным изменением климата. Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов с всё нарастающей остротой показывают неизбежность перехода к нетрадиционным, альтернативным источникам энергии. Они экологичны, возобновляемы, основой их служит энергия Солнца и Земли.

В качестве подтверждения учащиеся представляют свои работы (презентации прилагаются), которые оцениваются остальными учениками. Результаты оценивания заносятся в заранее приготовленные таблицы.

№п/п
Тема презентации Количество баллов
Доступность содержания Наглядность Эстетичность Итого



Критерии оценивания: каждая категория 0-5 баллов.
По окончании выступлений я собираю таблицы, итоговую оценку выступавшим выставляю с учётом выставленных баллов.
В завершающей части урока предлагаю написать мини-сочинение на тему: «Использование какой энергии я бы предложил для электростанций будущего?»
Такая форма работы вызывает у учащихся большой интерес, способствует формированию навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации, побуждает к высказыванию своего мнения по достаточно сложным научно-техническим проблемам.

Категория: Физика | Добавил: Podsolnuh (19.07.2010) | Автор: Ирина Ивлюшина E
Просмотров: 4078 | Рейтинг: 0.0/0
О погоде
GISMETEO: Погода по г.Балаково
Поиск по сайту
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 494
Категории раздела
Химия [2]
Математика [4]
Русский язык и литература [3]
Физика [4]
Биология [0]
История и обществознание [4]
Воспитательная работа [5]
Учителю начальных классов [30]
Технология [6]
Иностранные языки [4]
Дошкольное образование [11]
Бинарные уроки и мероприятия [2]
Физическая культура [2]
Музыка [2]
Информатика и ИКТ [2]
МХК [1]
ОЗОЖ [0]
ОБЖ [0]
Внедрение ФГОС [1]
Здоровьесберегающие технологии [13]
Статистика
Наш сайт посетили
установить счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz