Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников - Физика - Методическая копилка - Методическая копилка - Сайт РРЦ НО г. Балаково
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 20.01.2017, 00:22

Сайт РРЦ НО г. Балаково

Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт
Меню сайта
Форма входа
События

Методическая копилка

Главная » Статьи » Методическая копилка » Физика

Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников
Тема моей работы Роль раннего изучения физики в естественнонаучном образовании школьников Почему данная тема сейчас актуальна? Первая причина обусловлена переходом школы на профильное обучение. Чтобы открыть в старшей школе класс, в котором физика будет изучаться на профильном уровне, необходимо, чтобы, во-первых, учащиеся выбрали этот профиль и, во-вторых, могли освоить предмет на выбранном уровне. Часто оказывается, что после традиционного изучения физики в основной школе ученики, выбирающие этот профиль, не могут его освоить на базе имеющихся знаний. Обращение к опыту многолетних наблюдений за детским развитием позволило выделить период от 11-12 лет, в котором отмечаются повышенная любознательность детей, их неподдельный, живой интерес к явлениям природы, попытки экспериментировать. Исследование в области педагогической психологии подтверждают, что на возраст, соответствующий 5-6 классам, приходится максимум сензитивного периода для развития функциональной системы интеллекта, задачей которого является освоение окружающего мира. Начальная школа стала четырехлетней, и нынешние пятиклассники стали старше бывших пятиклассников на один год. Следовательно, и начало изучения физики, которое приходится по-прежнему на 7 класс, по возрасту будет соответствовать возрасту бывших восьмиклассников. Значит, изучать «мир вещей и явлений» мы будем принуждать учеников, которые уже переходят к другому сенситивному периоду и переживают критический период. То есть мы, физики, боремся с природой! Нужно ли это? Правильно ли это? В течение значительного времени современный ребенок оказывается погруженным в виртуальный мир, свойства которого, вообще говоря, не совпадают со свойствами реального физического мира. Именно поэтому в то время, когда ребенок начинает чувствовать себя «достаточно взрослым», переходя в основную школу, ему нужно дать возможность осваивать реальный физический мир - мир вещей и явлений. Осваивать на уровне фактов: самому открывать свойства разнообразных объектов реального мира, устанавливать закономерности протекания основных явлений. Почему этому сравнительно легко научиться на примерах физики? Потому, что законы физики наиболее простые и наиболее общие законы природы. Они лежат в основе всех более сложных природных явлений. А еще только физическое явление можно изучить на уроке фактически. Это обусловлено именно спецификой физики: •во-первых, протекание физического явления не требует больших промежутков времени и, значит, терпеливого и кропотливого (и часто скучного и однообразного) наблюдения (известно, что дети всегда были нетерпеливы, им результат нужен «прямо сейчас»); •во-вторых, физические явления легко воспроизвести (попробуйте это сделать с соответствующими явлениями на уроках географии и биологии!); •в-третьих, закономерности протекания явления, влияние на его протекание различных факторов может установить сам ребенок, многократно воспроизводя опыт и видоизменяя его условия; •в-четвертых, ребенок оперирует конкретными объектами, учится мыслить конкретно. Это создает условия для постепенного перехода к развитию абстрактного мышления. Ещё один немало важный фактор - несоблюдение в современных школьных программах преемственности в формировании и развитии знаний, умений и навыков. Для иллюстрации данного утверждения проанализирую структуру действующих курсов естественных дисциплин. Сейчас в общеобразовательных школах преподавание географии и биологии начинается с 6-го класса; физики— с 7-го класса; химии — с 8-го класса. При этом биология и география даются, в основном, на описательном уровне. Но описательный характер обучения, в основе которого лежит принцип "выслушай, прочитай, расскажи" таит в себе много опасностей. Такой способ приучает детей к бездумному, моторному запоминанию, не способствует развитию у детей логического мышления. В § 1 учебника по физической географии написано: "Физическая география изучает природу поверхности земного шара, выясняет причины природных процессов и явлений, закономерности их развития". В приведенном примере явно видно отсутствие синхронности в изучении отдельных предметов, когда причины физических природных явлений начинают изучать с детьми, которые еще не приступили к изучению физики. Имеет смысл начинать изучение физики уже с 5-го класса. При этом запоминание многих фактов, которые традиционно рассматриваются в курсах вышеперечисленных дисциплин, уже не будет столь бездумным, так как эти факты можно будет объяснить с точки зрения физических законов. Например, если в 5-ом классе объяснить молекулярное строение вещества, агрегатные переходы, что, как показывает многолетняя педагогическая практика, вполне возможно, то затем, логически, можно говорить и о водяном паре в воздухе, и об атмосферных осадках, и о гидросфере Земли, так как все эти явления являются частными случаями агрегатных переходов, но, традиционно, изучаются в географии 6-го класса. Таких примеров можно привести множество. Понимая физику процессов и явлений, учащиеся с большим интересом изучают проявления этих процессов в животном и растительном мире (биология), характеристики местностей на земном шаре, где эти процессы выражены наиболее ярко (география). Таким образом, пропедевтический курс, основанный на физическом материале, обладает рядом преимуществ перед другими с точки зрения приобщения (и возвращения!) ребенка в мир физической реальности. В связи с этим в нашей школе с 2000 году введен в план интегративный курс физики - химии в 5-6 классе по программе А. Е. Гуревича. А.Е.Гуревич одним из первых поставил вопрос о необходимости изучение физики на ранней стадии обучение в школе. Стержнем его концепции являются усиленное внимание к развитию мышлению обучающихся, формирование и развитие у них умений видеть проявление законов физики в окружающем мире. Решение этих задач реализуется через выполнение большого количества экспериментальных заданий, наблюдений, качественных задач. Учебник красочно и занимательно оформлен, содержит много вопросов для закрепления материала и рекомендации по выполнению лабораторных работ. В помощь учителю к учебнику имеется методическое пособие и рабочая тетрадь для учащихся. Так в 5 классе из 68 часов - 44 лабораторные работы; 65% в 6 классе их 68 часов - 24 лабораторные работы; 35% в 7 классе их 68 часов - 16 лабораторных работ. Следовательно, главным источником информации выступает натурный эксперимент. Количество лабораторных работ таково, что на каждом втором уроке учащиеся выполняют самостоятельные исследования. При этом использование экспериментальной деятельности в программе является последовательным и систематическим. Процесс обучения всегда строился как процесс передачи информации от учителя к ученику, что противоречит человеческой природе. Дело в том, что люди – существа деятельные, только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир. В школе же дети выполняют совершенно иную деятельность: слушают учителя, одноклассников, причем не по потребности, а потому, что им "велят”, а действия производят указанные учителем. Это несоответствие между деятельностью, диктуемой человеческой природой и той, которую требуют выполнять в школе, рождает массу педагогических проблем. К сожалению, мы часто забываем такую истину: мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности и поэтому непрочны. Мощным "детонатором”, который помогает им проникнуть внутрь и там "взорваться”, превратившись затем в убеждения, является интерес. Но ведь не все в жизни интересно! Поэтому так важно искать средства, которые бы увлекли ученика предстоящей учебной работой. Уроки в данных классах проводятся в различных формах: беседа, рассказ учителя, интеллектуальные игры, решение задач, лабораторные и контрольные работы. Для решения познавательных задач учащиеся учатся использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Учебная игра способствует развитию интереса к предмету и знаниям. Почему игра? Ведь физика – наука серьезная. Игра – самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются. Так что игра – это дело серьезное. Учитывая возрастные особенности контингента учащихся и принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим, я стараюсь строить уроки так, чтобы основным стержнем была познавательная и преобразующая деятельность детей. Например, на уроке "Решения задач на связь плотности, объема и массы вещества”, учащимся предлагается такая экспериментальная задача. Рассмотрев предлагаемое оборудование /мензурка, стаканчик с водой/,ответить на вопросы:"Как вы думаете, какую задачу мы будем решать?", "Что можно определить с этим набором приборов?". После обсуждения приходим к выводу, что можно найти массу воды в стакане. Далее проводится игра под названием "Физический вальс". Учитель: -Что такое вальс? Ученик:- Красивый танец. Учитель:- Бальный танец, который исполняется в особо важных случаях: школьный вальс,свадебный. Любой танец состоит из отдельных фигур. В нашем "Физическом вальсе"- это будет искомая величина, а учить мы будем три такта /решаем три задачи/ вальса. Они представлены в таблице: № вещество плотность объем Масса 1 Серная кислота ? 100 ? 2 Олово ? 73 3 ? ? 200 160 Это тучка, которая может пролиться И ручеек вновь зажурчит. А снеговик довольный стоит. Все это ТЕЛА, которые построила – ВОДА. А это вода, которая в колбе хранится, Но формой она может измениться. В стакане, кастрюле, и в чашке, И в вазе непрерывно в беспорядке движутся... МОЛЕКУЛЫ. А это молекула беспокойная- Из трех атомов состоящая: Два ВОДОРОДА да плюс КИСЛОРОД, И снова водица повсюду польет. А это последняя комната дома, Здесь все нам знакомо: ПРОТОНЫ, НЕЙТРОНЫ и ЭЛЕКТРОНЫ, ОРБИТЫ по кругу. А все это - дом, который построил АТОМ. Выделенные слова учащиеся произносят все вместе, тем самым являясь соавторами. Такие задачи и учебные действия, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя покорителем трудной вершины, я использую как "ситуацию" для эффективного развития учеников. Учитывая возрастные особенности учащихся (медленное чтение и написание текста) содержание нового материала на уроке оформляется в форме опорных конспектов, структурно-логических схем, а используемый дидактический материал позволяет ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму содержания учебного материала. При работе по данной программе следует обратить внимание на то, что кроме натурного эксперимента удачно использовать на уроках мультимедийный проектор, мною создан ряд презентаций по темам уроков для 5-6 класса. При раннем обучении физики необходимо соблюдать баланс между "сложно", "легко", "весело". Чрезмерное усложнение вызывает падение интереса к изучаемому материалу. Наоборот, если все воспринимается без малейшего усилия и труда, формируется поверхностное отношение к предмету, а при появлении трудностей возникает неприятие материала, снижение интереса и качества знаний. Кроме того, технология развивающего обучения предполагает организацию познания на высоком уровне трудности. Учитывая все сказанное, детям предлагаются задания, требующие самостоятельного нахождения путей к достоверным знаниям. Мною разработана система творческих заданий. Например, 5 класс: - конкурс рисунков "Моды Физикона и Химиллы" (два персонажа учебника), - составление "Анкеты молекулы" ( имя, место обитания, основные свойства, особенности поведения, учет и использование), - рассказ о фотосинтезе "Из жизни листочка", - составление загадок о физических понятиях, - конкурс восковых фигур (при выполнении домашнего лабораторного опыта "Отливка воскового солдатика”). 6 класс: - построение изображения "кораблика" в плоском зеркале, - составление схемы (бумажной аппликации) "Строение Солнечной системы", - сравнительная таблица "Луна и Земля", - конкурс экологического плаката. Дети работают с большим удовольствием и даже в таком малом возрасте уже стараются использовать современные технологии, оформляя свои творческие задания в виде презентаций, буклетов. Успешность усвоения курса зависит от взаимодействия между учеником, учителем и родителями. На собрании я знакомлю родителей с особенностями курса, требованиями к учащимся. В 5-м классе провожу открытые уроки для них. Заинтересованное отношение родителей к процессу и результатам усвоения курса создает благоприятную атмосферу и дома, и в классе. В настоящее время, когда идет сокращение часов физики в средней школе, важно, что в седьмой класс дети приходят уже подготовленные. Это позволяет перестроить программу, углубив ее и расширив, и не только в седьмом, но и последующих классах. Анализируя свою работу по данной программе, я пришла к выводу, что дети, изучающие физику с пятого класса, понимают физические явления глубже, у них выше качество знаний.
Категория: Физика | Добавил: anna1 (06.11.2010) | Автор: Карбовская Анна Александровна E
Просмотров: 1343 | Рейтинг: 0.0/0
О погоде
GISMETEO: Погода по г.Балаково
Поиск по сайту
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 494
Категории раздела
Химия [2]
Математика [4]
Русский язык и литература [3]
Физика [4]
Биология [0]
История и обществознание [4]
Воспитательная работа [5]
Учителю начальных классов [30]
Технология [6]
Иностранные языки [4]
Дошкольное образование [11]
Бинарные уроки и мероприятия [2]
Физическая культура [2]
Музыка [2]
Информатика и ИКТ [2]
МХК [1]
ОЗОЖ [0]
ОБЖ [0]
Внедрение ФГОС [1]
Здоровьесберегающие технологии [13]
Статистика
Наш сайт посетили
установить счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz