Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.05.2017, 01:10

Сайт РРЦ НО г. Балаково

Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт
Меню сайта
Форма входа
События

Методическая копилка

Главная » Статьи » Методическая копилка » Иностранные языки

Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребёнка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие « застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют  эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом  «иностранный язык».

На начальном этапе иностранный  язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Развитие и изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создаёт условия для раскрытия личности учащегося.

У каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как  повышать мотивацию учащихся в обучении иностранному языку, как развивать их творческую активность. Но нет сомнений, что необходимо  использовать разнообразные приёмы стимулирования учащихся.

В первую очередь, главный помощник в обучении иностранному языку это кабинет. Кабинет – цитадель иностранного языка. Нужно оформить кабинет так, чтобы у ребёнка возникло желание говорить на иностранном языке. Здесь хорошо работает принцип, который в шутку можно назвать «железным занавесом». Суть его заключается в том, что, переступая порог класса, ученик должен оказаться в  другом мире – мире немецкого языка и культуры, где всё, начиная от традиционных наглядных пособий, кончая мелочами (цвет стен, иная расстановка парт – например, по кругу, флаг Германии) должно выглядеть непривычно, не так как  в любом  другом кабинете школы.

Можно выкрасить кабинет в нетрадиционный для вашей школы цвет (белый или тёмно-фиолетовый) и это подействует.

Повесьте на стенах  упреждающие таблички, типа  "Hier spricht man Deutsch”, "Wir lernen Deutsch, weil wir gebildete Menschen sein wollen.”

Поставьте на парты маленькие настольные флажки – копии государственных  флагов немецкоязычных стран (если их нет в продаже, их можно сделать самим из альбомных листков цветной бумаги).

Повесьте на стены карты немецкоязычных стран, и если вы или ваши ученики побывали в тех или местах, отметьте  эти места своего путешествия флажками или небольшими фотографиями.

Напишите на альбомных листах и повесьте основные клише нем языка, причём напишите их разным цветом, с причудливыми буквами, на разноцветной бумаге: "Darf ich herein?”, "Darf ich hinaus?”  ( на двери) , "Grüßt euch!”, "Tschüß!”

Поселите в кабинете  различные игрушки ( куклы, зверушки, телефоны): например,

Herr Lexikon, который  собирает немецкие слова. Он знает их очень много, а его любимое занятие – помогать детям запоминать эти слова. Он служит сигналом появления новой лексики,  сигналом игровых заданий для её обобщения и систематизации.  Frau Grammatik помогает усваивать трудные грамматические правила.  Дед-буквоед из волшебной шкатулки достаёт   волшебные буквы, из которых складываются немецкие слова. Hexe, Kikki и другие куклы помогают активизировать деятельность учащихся на уроке.

Использование наглядных пособий – рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль. Их использование вносит разнообразие в учебный процесс, дает учащимся возможность наглядно представить то, о чём говорится в той или иной ситуации.

Картинки вызывают положительные эмоции учащихся, пробуждают и развивают их фантазию, выполняют важную роль в развитии творческих способностей детей.

Одним из эффективных средств развития познавательного интереса к изучению иностранного языка является использование игр на уроке  (ролевых, сюжетных, по правилам и других). Ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой учащиеся выступают в определённых ролях. Она обладает  большими возможностями мотивационно-побудительного плана.

Активное ролевое  изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания. Ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями-ролями, обговаривается текст выступления и элементы костюма.  Игры можно использовать на различных этапах урока:

 Урок начинается с фонетической зарядки, можно провести её в занимательной форме: в гости к детям приходят сказочные персонажи и проводят свои фонетические упражнения, например,  с киской Мице повторяется скороговорка " Die Katze kratzt mit ihrer Tatze an Treppe, Tepich und Matraze.” Кто-нибудь  из ребят одевает маску кошки и изображает кошку, которая всё карябает.

На этапе предъявления нового материала можно тоже  играть. Так при изучении  темы «Семья» в гости к ребятам приходит забавная «Кошачья семья». Глядя на эту «Семейку» дают всем членам семьи имена и новая лексика по теме усваивается легко и с удовольствием.

Для активизации лексического материала при изучении, например, темы «Моя квартира»: на уроке дети – разная мебель. Но не простые шкафы и стулья, а со своими характерами и капризами.

При обучении грамматическим навыкам. Так для обучения речевому образцу "Ist das Mascha?”  можно использовать хорошо известную игру «Жмурки». Научить детей выполнять и отдавать команды можно, играя в «Тренера и спортсменов».

Для закрепления и контроля знаний тоже используется игра. Это игры «Bingo-Spiel» «Wortsalat», «Buchstaben-Bingo», « Цвет, цвет, выходи», «Sontag ruft Montag” и другие.

Помогает учителю также использование игровых приёмов с предметами. Например, с мячом. Мяч можно использовать в любой ситуации, при изучении различных тем. Темп игры быстрый, позволяющий охватить достаточно объёмный материал.

 Игра  является перспективной формой обучения, так как она способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, усиливает мотивацию и активную деятельность учащихся, повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету.

Практика преподавания иностранных языков в начальной школе показывает, что высокая эффективность обучения иноязычной речевой деятельности достигается в том случае, если организовать это обучение в интеграции с другими видами деятельности, такими как рисование, лепка, аппликации, танцы, музыка, что способствует формированию всесторонней личности школьника.

Использование песен на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию, развитию музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость. Ребята с удовольствием разучивают песни на иностранном языке. Музыка и пение помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует её активизации. На песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал. Песня является стимулом для развития речевых навыков и умений, а также может выступать как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда дети устали.

Существует интересная российская традиция – заменять слова хорошо известных песен и составлять из них попурри. Это может быть оригинальным приёмом для изучения иностранному языку и развития творческих способностей учащихся. Составление музыкальных спектаклей из отрывков известных песен – ещё один интересный приём работы с песнями. Можно проводить песенные уроки. На таком уроке можно  не только спеть все песни, изученные за год, но и устроить музыкальные состязания.

Одним из эффективных приёмов является использование стихотворений и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексических единиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение   друг к другу  и другим  людям. Заучивание небольших по объёму стихов и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным  средством усвоения  языкового  материала.

Младшие школьники любят сказки. Они без труда и с удовольствием будут усваивать новый лексический материал, если  им на помощь  придут любимые сказочные герои. Можно устраивать инсценировки - костюмированные шоу. Например, « Wir sind unsere Märchеnfiguren.» Дети заранее готовят маски выбранных персонажей, учат весёлые песенки, стишки и рифмовки., развешивают свои рисунки, представляющие какие-либо сказки. На уроке дети разыгрывают маленькие сценки из сказок, представляют своих героев, играют в игры, поют и танцуют с симпатичными сказочными героями.

Известно, что тяжело работать в последние учебные дни перед каникулами или в праздничные дни. Ещё тяжелее учиться ребятам в такие дни. Здесь придут на помощь необычные уроки: « сладкие», «рисовальные». Такие уроки нужно сделать необычными, запоминающимися и полезными с точки зрения освоения иностранного языка. Например, «сладкий урок» с небольшим застольем и чаепитием. «Рисовальный» урок посвящён какой-то определённой теме, празднику. Можно предложить детям передать содержание стихов, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать красками, фломастерами. Это развивает творческое воображение. Задания такого рода, благодаря своей наглядности, способствуют  формированию творческой активности.

Коллективные формы деятельности – один из способов сделать урок ярким и запоминающимся. Наиболее полно данный вид работы представлен на завершающем этапе изучения темы, когда необходимо систематизировать весь пройденный материал. На помощь учителю приходит интерес младших школьников к конкурсам, соревнованиям и викторинам.

Например, урок- соревнование «Зов джунглей» при изучении темы «Животные».

Светлее, веселее, интереснее! Вот принцип, с которым нужно готовить любой урок иностранного языка. Мощным стимулятором желания общаться на уроке иностранного языка всегда является интерес, подпитанный ещё и положительным зарядом. В этом смысле особенно трепетно следует относиться к началу урока: оригинальность (нестандартность) может иметь решающее значение. Нужно стараться каждый урок начинать по-разному. Например:

со стихотворения по ролям /учитель- ученики или ученик-ученики/  «Guten Morgen!” – ruft die Sonne;

c  песни  " Guten Tag! Guten Tag! Hallo, wie geht’s?”;

с игры с мячом ( вопрос-ответ: учитель-ученик, ученик-ученик);

c книги этикета, где употребляются фразы утверждения или отрицания;

c   рифмовки-танца "Guten Tag, Guten Tag” – sagen alle Kinder и так далее.

Элементы неожиданности  или сюрпризы на уроке тоже помогают развивать творческую активность учащихся. Все экспромты  на уроке должны быть заранее хорошо подготовлены и детально продуманы. Например, на урок, где говорится о продуктах  приходит обжора  (ученик старшего класса) со своим «обжорским» меню, который учащиеся обсуждают. Или вдруг появляется «Рассеянный с улицы Бассейной» (один из родителей) с чемоданом, в котором долго роется, роняет различные вещи, достаёт немецко-русский  словарь и начинает спрашивать ребят о значении разных немецких  слов, но сам при этом всё путает и забывает, а дети его поправляют.

Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Использование компьютерных программ повышает познавательную активность и мотивацию учащихся. Например, при знакомстве учащихся с алфавитом можно использовать «Уроки тётушки совы».

Учитывая, что младшие школьники быстро утомляются, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на уроке: фронтальные, парные и индивидуальные формы работы, использовать зарядку, динамические паузы, игры, соревнования и другое. Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство  успеха.

Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить, развить, а не забить.

Презентация к статье

Категория: Иностранные языки | Добавил: sklemina (30.12.2009)
Просмотров: 3317 | Рейтинг: 5.0/1
О погоде
GISMETEO: Погода по г.Балаково
Поиск по сайту
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 494
Категории раздела
Химия [2]
Математика [4]
Русский язык и литература [3]
Физика [4]
Биология [0]
История и обществознание [4]
Воспитательная работа [5]
Учителю начальных классов [30]
Технология [6]
Иностранные языки [4]
Дошкольное образование [11]
Бинарные уроки и мероприятия [2]
Физическая культура [2]
Музыка [2]
Информатика и ИКТ [2]
МХК [1]
ОЗОЖ [0]
ОБЖ [0]
Внедрение ФГОС [1]
Здоровьесберегающие технологии [13]
Статистика
Наш сайт посетили
установить счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz