Комплексный подход в изучении культурного наследия родного края - Музыка - Методическая копилка - Методическая копилка - Сайт РРЦ НО г. Балаково
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 06.12.2016, 17:09

Сайт РРЦ НО г. Балаково

Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт
Меню сайта
Форма входа
События

Методическая копилка

Главная » Статьи » Методическая копилка » Музыка

Комплексный подход в изучении культурного наследия родного края

Материал содержит фрагменты уроков по искусству в изучении культурного наследия родного края, а также презентацию фрагментов уроков в 8 классе. Подготовили Федулова Лариса Николаевна, учитель музыки и Кулдымова Людмила Даниловна, учитель технологии, МОУ "Гимназия № 1" г. Балаково Саратовской области.


В 2010-2011 учебном году, начав работать по программе «Искусство» в 8-9 классах, столкнулась с проблемой отсутствия УМК по предмету. Рабочую программу составила, взяв за основу программу Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (правда, учебник только в электронном варианте), используя вариативную составляющую содержания программы, включила в раздел «Искусство рассказывает о красоте Земли» тему культурного наследия родного края. Цикл уроков назвала «Экскурсия в прошлое и настоящее родного края». Начала с вводного урока «Мы – славяне. Путешествие в глубину веков», где ребята познакомились с языческими богами, узнали, где и как строили дом, кто дом оберегал. Мы печем блины, провожая Масленицу - Морену и рассказываем древние сказки про Бабу - Ягу. Хлеб у нас до сих пор всему голова, а гостеприимство в чести. Рощи и дубравы для нас святы, а из родников мы пьем целебную воду. Удаль молодецкая находит себя в кулачных боях, а в случае беды наши храбрые воины отведут ее от славянской земли. И так будет всегда из века в век, ибо мы есть внуки Даждьбожии.
Славянское язычество - это наша вера, вера всего славянского народа.
Род - это первейший славянский бог, творец, «родитель» Вселенной, всего видимого и невидимого мира.
Это «отец и мать» всех богов, воплощение нерушимости славянского племени, все многочисленные потомки которого некогда произошли от одного общего предка.
Даждьбог, славянский бог Солнца. Даждьбог – Сварожич
Имя его не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, оно означает - «дающий Бог», «податель всех благ».
Перун, славянский бог грозы
В Весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда - первостепенная роль Перуна.
Ярило, славянский бог неистовой любви
Ярило - бог весны: он воплощает ее плодородные силы, он приносит ее с собой, от него зависит и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян.
Сварог, славянский бог семейного очага
Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин.
Спорыш, славянский бог достатка
Спорыш – у восточных славян дух жатвы, живущий в двойном колосе, бог достатка, урожая, богатства.
Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым - и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым.
Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии.
Неудачными для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.
Переход в новую избу или «влазины», новоселье — в особенности жуткая пора и опасное дело. На новом месте словно бы надо переродиться, чтобы начать новую тяжелую жизнь в потемках и ощупью.
Напрашивается неотразимое желание погадать на счастье. Для этого вперед себя в новую избу пускают петуха и кошку. Если суждено случится беде, то пусть она над ними и стрясется. За ними уже можно смело входить с иконой и хлебом-солью.
Наши предки верили, что дом – это крепость, главный оборонительный рубеж прежде всего... от нечистой силы, нечисти и нежити.
В новый дом домового переносили в горшке с углями из старой печи, повторяя при этом: " Домовой, домовой, пойдем со мной!”.
Лет с пяти – семи детей приучали к хозяйственным мужским и женским работам, а также вводили в мир легенд, верований и традиций, – как мы бы теперь выразились, ребёнок проходил ещё и духовную школу. В глубочайшей древности для этого существовали особые дома – мужские и женские, и всё, что там совершалось, окутывала тайна, на которую не имели права представители противоположного пола.
Затем была виртуальная экскурсия по родному городу:


ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ


Построен по проекту архитектора-академика Федора Осиповича Шехтеля (7. 08. 1859 - 7. 07. 1926 гг.), который работал также над такими архитектурными памятниками, как особняк М. Горького и Ярославский вокзал в Москве, Русский выставочный павильон в Париже и Глазго, десятки домов в Ростове-на-Дону, Таганроге, Нижнем Новгороде, а также в Саратове, где прошло детство Шехтеля.
Подлинный проект чертежей церкви, датированный 28 февраля 1909 г., был случайно обнаружен в 1981 г. в фондах Самарского госархива балаковским краеведом Анатолием Александровичем Деревянченко. В 1911 г. было начато строительство церкви, в 1919 г. и в 1930-х гг. церковь была разорена и разграблена: были изъяты бесценные иконы, похищены позолоченные, серебряные реквизиты и редкая церковная утварь.
В настоящее время церковь отреставрирована благодаря найденным чертежам. Фасады здания украшены фресками: южная сторона - изображением Христа-Спасителя с двумя архангелами, фреска на западном фасаде, над входом в Храм, изображает святую Троицу и Деву Марию с младенцем. Эта фреска была закрашена во время революции, а затем снова восстановлена. В первозданном виде сохранилась только великолепная золоченая фреска с образом Богоматери, украшающая северный фасад храма и особенно радующая глаз в утренние часы.

Дом-музей В.И.Чапаева


Музей был создан как филиал Пугачёвского мемориального. В 1986 году он стал филиалом Саратовского областного музея краеведения.
Музей располагается в небольшом деревянном доме. В музее сохранена атмосфера того времени. Почти все экспонаты, представленные здесь, уникальны. Многими предметами быта пользовался сам Чапаев, некоторые из них были сделаны руками отца и братьев. Сам Василий Иванович тоже занимался плотническим делом и среди экспонатов имеются его работы.


МУЗЕЙ ИМЕНИ РАДИЩЕВА


В ноябре 1974 в Балаково открылся филиал художественного музея имени Радищева. Это здание бывшего русско-торгово-промышленного банка, который был построен на месте, слывшем некогда «воротами» заштатного города. Из Вольска и других населенных пунктов правого берега Волги, через каменный мостик, мимо озера Линево здесь был выезд на единственную когда-то в Балакове мощеную улицу, называемую Дамбой. В настоящее время Балаковский филиал музея имени Радищева часто посещают все, кому небезразлична духовная сторона жизни.

Музей краеведения


Музей истории города Балаково как филиал Саратовского областного музея краеведения существует с июля 1986 года. Не имея собственных фондов, музей открылся выставками из коллекций областного музея краеведения. Неоценимую помощь оказал местный краевед А.А. Деревянченко. Материалы музея отражают историю города от удельного села, основанного старообрядцами в XVIII веке, и "пшеничной столицы Поволжья" XIX века - до современного города.
Музей занимает бывший особняк банкира - хлебопромышленника В. Голованова, построенный в начале ХХ века. Кирпичное здание музея с мезонином и мансардой в стиле неоготики, является памятником архитектуры местного значения.

Театр драмы им. Е. А. Лебедева


16 ноября 1997 г. в городе Балаково был открыт драматический театр. Разместился он в бывшем Дворце культуры управления «Саратовгэсстроя». Это 3-х этажное величественное здание на набережной судоходного канала в центре города было реконструировано для театра, который носит имя земляка, народного артиста СССР Е.А. Лебедева.
Работая над исследовательским проектом, ребята узнали, что их учитель физики – дочь балаковского художника Перова С.Я., и организовали выставку его картин, посвященную Году космонавтики. Экспозицию представлял как сам художник, так и его дочь, хозяйка многих картин. Урок искусства превратился в увлекательнейшее космическое путешествие, ведь автор картин по профессии ученый-физик.
Еще одна интересная находка восьмиклассников - книга Приволжского издательства 1969 года составителей Т.М.Акимовой, В.К.Архангельской «Песни, сказки, частушки Саратовского Поволжья» - сказы и легенды о родном крае.
Так, например, интересно было узнать, что на юго-западе от Хвалынска столпились горные хребты, прежде покрытые густым, непроходимым лесом. В этих лесных местах стояли разбойники. Они выслеживали здесь добычу, производили смелые набеги на богатых заволжских кочевников – калмыков и казахов.
Так, на высокой горе, над Мамонтовым ключом жила шайка двух атаманов – Рогова и Туманова. Однажды убили они целую семью, но не поднялась у них рука на маленькую девочку Катюшу. Они ее взяли в стан, воспитали и поручили ей в те дни, когда они уходили на свой промысел на Волгу, зажигать на горке костер и все время поддерживать огонь, чтобы не потерять свой стан.
В память этой сиротки Катюши зовется доныне высокая гора, по которой пролегает Болтуновская дорога, Катюшиной горой.
Село Апалиха. Будто воевал Стенька Разин с Поповым. И был у него любимый атаман, его лучший друг Апалинов. Он был ранен, и оставили его в селе, которое с тех пор называется Апалихой.
Сказы о Чапаеве. Чапаев был любим народом, и народ запечатлел его образ в преданиях и легендах. Помимо сказов реалистического содержания, народ сложил и легенды о неуязвимости Чапаева, о том, что он не умер, а живет, где-то скрываясь. А в Великую Отечественную войну сложилась легенда о том, что Чапаев появлялся на огненном коне в рядах Советской Армии, обеспечивая ей успех.
Бурка Чапаева. Существовала легенда, что Чапаев не погиб, жив и спасается в киргизских аулах. После гибели Чапаева и у белых было мнение, что он не погиб. У нас тогда наряжались Чапаевым, выезжали на его лошади, в бурке, как фигура Чапаева. Белые и убегали, а чапаевцы имели успех. Или вот еще говорили ребята. Тяжелый бой. Думаешь: «Все!» Вдруг – всадник в шапке высокой, в папахе, серый конь,- словом, Чапаев. Белые, как увидели, ну и все. Победа наша!
Командиры тоже имели такую форму, а белые думали, Чапаев.
Напутствие потомкам нашим
Принимать живое участие в минувших делах праотцов своих, восхищаться их славою и величием и из их опытов, как блистательных, так и горьких, созидать законы для собственной жизни было всегда разительною чертою характера каждого сколько-нибудь просвещённого народа.
 И в заключении хотелось бы сказать, что обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение каждого от мала до велика в культурное наследие родного края, это и создает почву для осознания им себя как частички самой культуры.

Презентация к статье

Категория: Музыка | Добавил: Федулова (15.06.2011)
Просмотров: 1005 | Рейтинг: 1.0/1
О погоде
GISMETEO: Погода по г.Балаково
Поиск по сайту
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 493
Категории раздела
Химия [2]
Математика [4]
Русский язык и литература [3]
Физика [4]
Биология [0]
История и обществознание [4]
Воспитательная работа [5]
Учителю начальных классов [30]
Технология [6]
Иностранные языки [4]
Дошкольное образование [11]
Бинарные уроки и мероприятия [2]
Физическая культура [2]
Музыка [2]
Информатика и ИКТ [2]
МХК [1]
ОЗОЖ [0]
ОБЖ [0]
Внедрение ФГОС [1]
Здоровьесберегающие технологии [13]
Статистика
Наш сайт посетили
установить счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2016
Конструктор сайтов - uCoz