Исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках технологии - Технология - Методическая копилка - Методическая копилка - Сайт РРЦ НО г. Балаково
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 24.04.2014, 11:42

Сайт РРЦ НО г. Балаково

Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт
Меню сайта
Форма входа
События

Методическая копилка

Главная » Статьи » Методическая копилка » Технология

Исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках технологии
Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности. За многие тысячелетия методика исследования претерпела огромные изменения и приобрела особую значимость в условиях модернизации системы образования. Быть СОВРЕМЕННЫМ учителем, профессионалом своего дела, успешно пройти процесс социализации ученику помогает исследовательская культура носителей образовательного процесса. Что такое «профессиональная компетентность педагога»? Как ее росту способствует исследовательская деятельность? Что собою представляет исследовательская деятельность учителя и ученика? Как это взаимосвязано? Перед нами вопросы, о которых мы говорим сегодня на межмуниципальном Фестивале методического мастерства. Достижение высокого уровня педагогической компетентности – это главная стратегическая цель профессионального педагогического образования. Проблемам формирования компетентного специалиста посвящены труды отечественных ученых (И.А.Колесникова, В.А.Сластенин, А.К.Маркова и др.), которые уделяли большое внимание формированию исследовательской культуры педагога. Мало у кого подобная теория вызывает сомнения, но эту теоретически «сухую» информацию «оживляем» не менее конкретные специалисты – мы, учителя-практики.
Кто такой педагог? … в переводе с греческого «сопровождающий ребенка» (это проходят даже ученики в пятом классе по истории Древнего мира). То есть, и в прямом, и переносном смысле, педагог – это человек, не стоящий на месте (сопровождает = ведёт, идёт).
Что помогает развиваться специалисту? Стремление изведать неизведанное, познать новое, добиться результата… А не есть ли все это ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Кто и как ее осуществляет? Существует очень много классификаций, мнений, в которых не сложно запутаться. Но любая классификация всегда условна и относительна. Поэтому я для себя определила следующую схему рассуждения:
 
 
Разграничение исследовательской деятельности учителя и ученика весьма условно. Учитель формирует исследовательскую позицию и направляет исследовательскую деятельность ученика. Это взаимообуславливающий процесс: исследовательская работа учителя отражается на качестве и количестве исследовательских работ учащихся. Какое исследование может проводить ученик под профессиональным взором педагога? Во- певых, различные формы мини-исследования в рамках классно-урочной системы. Работа с литературой Любое исследование невозможно без самостоятельной работы школьников с учебником, справочной литературой, дополнительными источниками (сеть Internet). В качестве литературных источников на занятиях по технологии использую учебники «Технология», справочники, научно—популярную тематическую литературу по различным видам труда. При работе с литературой учитываю возраст учащихся, темп их чтения и усвоения материала. В 5 классе даю учащимся прямые указания, какой фрагмент текста книги следует прочитать, какой таблицей воспользоваться в справочнике. В 6 классе с помощью наводящих вопросов предлагаю ученикам выбрать нужную для работы часть текста. В 7 классе вопрос не конкретизирую, обращаю внимание учащихся на цель работы и смысл содержания текста разделов книги. В 8 классе предлагаю ученикам самим подобрать необходимый источник и найти нужный материал. Лабораторный опыт Это непродолжительное по времени исследование, позволяющее зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления. Опыт служит доказательством сделанного учителем утверждения о характеристиках и свойствах какого-то объекта. Например, в 5 классе на занятии по кулинарии ученики проводят опыт «Определение свежести яйца», в результате которого делают вывод о качестве яиц и возможности их использования в различных блюдах.
В старших классах учащиеся проводят опыты по свойствам веществ, например с солью, сахаром (растворимость, концентрация), содой, столовым уксусом (химические реакции). Лабораторная работа Выполняется на специальном оборудовании, позволяющем быстро и наглядно получить необходимые результаты серии лабораторных опытов. Провожу по специально подготовленным для учащихся инструкционным картам. В этих картах дается название и цель работы, перечисляется оборудование, которое должны использовать учащиеся, указывается последовательность выполнения заданий. Лабораторные работы провожу фронтально, т.е. все учащиеся одновременно выполняют одни и те же задания. Познавательную активность учащихся можно стимулировать введением в инструкции заданий исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок и отклонений в измерениях и результатах, по интерпретации результатов для той или иной практической деятельности. Лабораторные работы по технологии связаны с изучением материалов (древесины, тканей и др.), исследованием их механических, технологических и других свойств, изучением конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов, приспособлений. Например, при выполнении лабораторной работы по определению свойств тканей учащиеся проводят исследования по растяжимости, гигроскопичности, усадке хлопчатобумажной и льняной ткани (5 класс), шерстяной и шелковой ткани(6 класс), синтетическим и искусственным тканям (7 класс). Лабораторно-практическая работа Выполняется на оборудовании, применяемом в быту и на производстве. В процессе исследований возможно изменение состава и структуры элементов лабораторной установки. Например, знакомя учащихся с приспособлениями к швейной машине, рассказываю о приспособлениях и специальных машинах, которые используются на производстве и беседую о том, какие приспособления и специальные машины хорошо бы сконструировать, чтобы облегчить выполнение трудоемких операций. Ознакомление с проблемами и перспективами науки и техники ставит учащихся в положение будущих участников решения этих проблем, необходимой ступенью к которому является усвоение основ исследовательской работы, приобретение необходимых знаний, умений и навыков. В старших классах учащимся предоставляется большая самостоятельность в процессе выполнения практических работ. Постепенно от руководства деятельностью учащихся перехожу к консультационной, наблюдательной и контролирующей работе. Проекты, исследования Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках технологии занимает метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач. При выполнении проектов учащиеся оформляют пояснительную записку, одним из разделов которой является исследовательский раздел. Например, учащиеся 6 класса в ходе выполнения проекта могут проводить экологическое исследование, в ходе которого делают вывод о том, не принесет ли эксплуатация проектного изделия вред окружающей среде. В 7-8 классах ученики выбирают разноуровневые математические, химические, физические, социологические исследования в зависимости от темы проекта. Во-вторых, написание разного рода исследовательских работ. Предмет «Технология» для меня и моих учеников это экспериментальная творческая площадка, на которой путем интеграции с другими предметами создаются идеальные условия для проектной и исследовательской деятельности школьников. Для учеников основной школы (5-9 классы) в соответствии с возрастной спецификой подростков на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков, поэтому проектную или исследовательскую деятельность организовываю в групповой и реже в индивидуальной форме. Темы выбираем как из предметной области «Технология» («Еда вчера, сегодня, завтра»; «Одежда будущего») так и межпредметные («Дизайн + экология = технология»). Проблемы - близкие пониманию подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Главное - получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса. Поэтому темы и проблемы проектных и исследовательских работ старшеклассников подбираем в соответствии с личностными предпочтениями в области их самоопределения. Формы работы: индивидуальные или мини групповые; творческие работы могут быть проблемно-реферативными, экспериментальными, описательными, исследовательскими. Лучшие работы представляем на научно-практических конференциях и конкурсах проектов по образовательной области «Технология». В 2009 году дипломами были отмечены: описательная работа Шулятьевой Марии «Цветы в жизни человека» (7 клас), проблемно-реферативная работа Тимченко Елены «Формула красоты» (9 клас), исследовательские работы Абакаровой Мадины «Что такое ГМО?» (11 класс) и Решетниковой Александры «Что полезно для ума?» (9 класс). В третьих, это составление портфолио (портфель личных достижений). Как совершенствуется результативность участия ребенка в конкурсах и олимпиадах, качество конкурсного материала, уровень участия (муниципальный, областной, всероссийский, международный). Это хороший аналитический материал не только для ученика, но и для классного руководителя, учителя-предметника, родителей.
Таким образом, исследовательская деятельность является отличным условием для профессионального роста педагога. Именно условием, а не показателем. Исследовательская деятельность будет только тогда полезной и нужной, когда подстегивает идти дальше в своем совершенствовании. Как это возможно для современного педагога?
Для себя я определила 4 направления исследовательской компетенции педагога:
- узко специальная компетентность (повышение профессионального уровня в рамках своей специальности (предмета), т.е. я, как учитель технологии. Какие современные технологии применяются на производстве? Новые открытия, современные материалы? Что обсуждаемо? ... Изведай, познай, исследуй; в этом случае педагог напоминает ученика, работающего над темой реферата, исследовательской работы, темой по самообразованию.
- методическая компетентность (как совершенствуется твоя методика преподавания: что удается? над чем стоит поработать? какие приемы, методы и техники, применяемые тобою, способствуют повышению качества знаний учеников? Сравнивай работу по четвертям, полугодиям, за год... соотноси, делай выводы; здесь тоже актуальна работа над темой по самообразованию, если она носит методическую, а не предметную основу);
- социально-психологическая компетентность (проследи свое совершенствование как психолога: насколько профессионален твой язык? Почему сейчас ты покоряешь детей одним только взглядом, интонацией, тогда как раньше, не могла добиться внимания и половины класса.
- аутопсихологическая компетенстность (полезно создавать собственный образно-обобщенный портрет по окончании каждого учебного года. Подведи итог: мои достоинства и недостатки как личности, и как педагога. Отличный способ - это твое портфолио).
В рамках этих направлений учитель может проводить как внедренческо-исследовательскую деятельность (заимствованные разработки, методики, которые адаптируются в конкретных педагогических условиях), так и поисково-исследовательскую (это инновационная деятельность, связанная с разработкой собственных идей, их обоснованием, изучением, доведением до уровня технологии). В отличие от внедренческо-исследовательских эти идеи имеют источником практику самого исследователя. Разработка идеи производится учителем самостоятельно, на основе своего собственного теоретического запаса, опыта и интуиции. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
 
Результаты исследовательской работы
 
С целью непрерывного повышения своей профессиональной компетентности, кроме руководства исследовательской деятельностью учащихся, я веду самостоятельную исследовательскую деятельность: участвую в работе конференций, семинаров по вопросам исследовательской компетенции, Методических марафонах, публикую материалы из опыта работы по данному вопросу. В « Сети творческих учителей» опубликованы мои работы: 08-04-2009 Капаева С.В. "Включение приемов исследовательской работы в урок"
Статья из опыта работы учителя технологии в 5-11 классах.
НОУ-ХАУ (Проектная и исследовательская работа в школе) 16-10-2009 | Капаева С.В. Особенности организации исследовательской деятельности в работе учителя технологии
Статья из опыта работы учителя технологии в рамках Интернет-конференции "Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагога через исследовательскую деятельность"
Творческая лаборатория педагога-экспериментатора
На межмуниципальном конкурсе электорнных портфолио педагогов «Шаги к мастерству-2009» представлено мое портфолио в номинации «Лучшее портфолио педагога-исследователя» http://www.openclass.ru/portfolios/76149
Итак, профессиональная компетентность – это обобщенная профессионально-личностная характеристика педагога. О профессионализме было сказано уже много, а вот о совершенствовании личностных качеств… Достаточно сказать, что исследовательская деятельность не только способствует профессиональному росту учителя, но формирует (развивает) такие ВАЖНЫЕ качества как трудолюбие, целеустремленность (кстати, у детей тоже) и ЧИСТОПЛОТНОСТЬ (не в плане чистоты оформления собственных исследований, а уважение авторских прав, формирование собственной позиции, собственного видения проблемы, достижение СОБСТВЕННОГО результата).
Выводы: 1. исследовательская деятельность способствует росту профессионализма педагога; 2. исследовательская работа учителя и ученика – это взаимообуславливающий процесс: педагог формирует исследовательскую позицию и направляет деятельность ученика; только через совершенствование (своей личности, навыков, методики) педагог будет интересен и полезен не только детям, но и самому себе.
 
 
 
Категория: Технология | Добавил: sklemina (16.12.2009)
Просмотров: 6505 | Рейтинг: 5.0/3
О погоде
GISMETEO: Погода по г.Балаково
Поиск по сайту
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 481
Категории раздела
Химия [2]
Математика [4]
Русский язык и литература [3]
Физика [4]
Биология [0]
История и обществознание [4]
Воспитательная работа [5]
Учителю начальных классов [30]
Технология [6]
Иностранные языки [4]
Дошкольное образование [11]
Бинарные уроки и мероприятия [2]
Физическая культура [2]
Музыка [2]
Информатика и ИКТ [2]
МХК [1]
ОЗОЖ [0]
ОБЖ [0]
Внедрение ФГОС [1]
Здоровьесберегающие технологии [13]
Статистика
Наш сайт посетили
установить счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2014
Конструктор сайтов - uCoz