Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.09.2017, 03:31

Сайт РРЦ НО г. Балаково

Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт
Меню сайта
Форма входа
События

Методическая копилка

Главная » Статьи » Методическая копилка » Учителю начальных классов

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки Л.Н.Толстой Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик И.В.Гёте Понедельник в начальной школе — дейст¬вительно трудный день. Одни дети опазды¬вают на первый урок, другие приходят в со¬стоянии, когда «подняли, а разбудить забыли», третьи чересчур возбуждены. Пер¬вые минуты первого урока уходят на орга¬низацию класса: зарядка, обмен впечатле¬ниями с выходного дня и т.д. Но вкусившие свободы ученики очень трудно входят в ра¬бочее состояние, и учителю приходится прилагать немалые усилия к тому, чтобы за¬владеть их вниманием. Однажды мне в руки попала книжечка Н.М. Метеновой «Доброе утро, малыши!», где содержались рекомендации по органи¬зации работы с детьми в утренние часы. Идея «вхождения в день» меня заинте¬ресовала, и я решила попробовать начинать первый урок понедельника специальной бе¬седой на 5-7 минут. Моим четвероклассни¬кам это понравилось. Поскольку почти еже¬дневно в начале занятий приходилось раз¬бирать какие-то конфликты, наш первый разговор был посвящен этой проблеме — «Как избежать конфликтов?» Почти до кон¬ца недели дети оставались терпимы друг к другу, и крупных ссор не произошло. В сле¬дующие понедельники мы беседовали о взаимоуважении, о совести, о милосер¬дии, о том, в чем была необходимость. Не скажу, что дети резко изменились, но в понедельник нужный мне эффект был всегда. Занятие состоит из беседы на актуальную те¬му с обязательным привлечением музыкаль¬ного произведения (песни или классики), ко¬торое усиливает словесное воздействие на детей. Тематика бесед обусловлена конкрет¬ными воспитательными задачами. А главная цель занятия — организационная. Поскольку разговоры ведутся на жизненные темы, дети с первых слов внимательны. Где взять материал для бесед? Во-пер¬вых, жизненный опыт учителя, его образо¬вание помогут составить небольшой рас¬сказ на нужную тему. Во-вторых, в детской литературе можно найти много небольших произведений с интересующим нас содер¬жанием. Можно использовать отрывки из больших произведений для детей и для взрослых. Что касается музыки, то тут все зависит от музыкальной осведомленности учителя, от его музыкальных пристрастий. Методику проведения бесед учителя знают. Ограничусь несколькими рекомендациями. Тексты рассказов, сказок, стихов учите¬лю лучше знать наизусть. Не надо заниматься словотолкованием. За неделю до понедельника на уроках можно найти подходящий момент для объяснения непонятных детям слов, но без связи с пред¬стоящей беседой, или поместить слово с его толкованием в уголок «Прочти, пригодится». В беседе не должно быть никаких от¬ступлений от темы, так как занятие должно быть коротким. Предлагаю вниманию учителей разра¬ботки некоторых занятий в IV классе. Как избежать конфликтов? Бывает, что из обычного разговора, не предвещающего ссору, вдруг получается конфликт. Чтобы такого не случилось, надо, чтобы участники разговора хотели по¬нять друг друга, пытались подстроить¬ся друг к другу. Примером идеального бесконфликтного общения являются взаимоотношения мате¬ри и грудного ребенка. Малыш еще не уме¬ет разговаривать – и мама гукает и тютюкает с ним вперемежку со словами, а сам ре¬бенок старается принять такое же выраже¬ние лица, как у мамы: мама улыбается – дитя тоже, мама нахмурилась — и малыш готов заплакать. (Слайды 3,4). Первое, чем вы можете показать собе¬седнику, что вы готовы понять его, – это улыбка. Поэтому, чтобы избежать ссоры, почаще улыбайтесь. «Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз еще вернется». Помните эти слова? Давайте споем песню В. Шаинского и М. Пляцковского про улыб¬ку. (Поем песню) Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу... Улыбнитесь друг другу! Приятного вам учебного дня! Вперед чужой беде не смейся Однажды на уроке Коля ошибся, расска¬зывая правило. Некоторые ребята засмея¬лись, а громче всех — Вася. Он раскачивал¬ся от смеха и пальцем показывал на Колю. На следующем уроке Васю вызвали к доске решать задачу. Он путался в задаче, ребята ему подсказывали, но мальчик делал все не так. Ребята опять смеялись, а пуще всех — Коля. Обиделся Вася. На перемене подошел он к Коле и стал ему выговаривать. А Коля ему: «Ты на прошлом уроке так смеялся надо мной, что чуть со стула не упал, а теперь обижа¬ешься?» Обдумайте свое мнение по такой ситуа¬ции. Вам поможет музыка Шопена (Нок¬тюрн № 1). А теперь давайте обменяемся мнениями. Получается, что, если хочешь, чтобы к тебе относились с пониманием, сам не осуждай людей за мелкие ошибки. Оши¬баться может каждый. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Что такое совесть? В школьном коридоре во время переме¬ны ссорились две девочки. И одна другой запальчиво выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный — значит, нет радости, безнадежный — нет надежды, а бессовест¬ный — нет чего? А что такое совесть? (От¬веты детей.) Совесть — это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвер¬гает сомнению и критике различные наме¬рения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово и беспощадно наказывает его: чело¬век вдруг понимает, что поступил нехоро¬шо, жалеет о содеянном, ругает сам себя, хочет забыть о поступке — и не может, и мучается от этого. Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? Каким вы считаете че¬ловека без совести? Послушайте музыку СВ. Рахманинова и решите для себя, хотите вы быть совестли¬вым или проще быть бессовестным. (Слу¬шаем начало первой части II фортепианно¬го концерта Рахманинова.) А теперь, в том качестве, которое вы для себя выбрали, начнем учебную неделю. Ус¬пехов вам! Хорошего настроения! Милосердие Чего только ни увидишь в школьных ко¬ридорах! Вот спускается по лестнице де¬вочка с больными ногами. Сзади идут еще девочки и торопят ее: «Ну, коряга, давай иди скорее!» Вот вжался в угол черноволосый перво¬классник, глаза которого, сильно увеличен¬ные очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: «Косой чучмек! Чурка! Косой!» Что вы, ребята, подумали о девочках на лестнице? О трех первоклассниках? Какие они люди? А как бы вы поступили на их месте? Какое чувство вы испытываете по отноше¬нию к больной девочке? К печальному пер¬вокласснику? Хорошенько поразмышляйте над этими вопросами. Разобраться вам поможет музы¬ка П.И. Чайковского. (Звучит пьеса «Бо¬лезнь куклы».) Какое желание по отношению к обижен¬ным ребятам у вас возникло? (Дополнительно: Не появилось ли у вас желание по¬мочь им, оградить их от обиды?) Это значит, что вы способны проявить милосер¬дие, качество человека, который, жалея обиженных судьбой людей, приходит к ним на помощь сочувствием или делом, не ожи¬дая в ответ никакой благодарности. Хотели бы вы, чтобы возле вас были милосердные люди? А сами хотите быть милосердным? Будьте ими! Помогайте не только людям, но и животным. Дитя хоть криво, да отцу и матери мило Иногда вас, ребята, родители так своими строгостями допекут, что вам начинает ка¬заться, что они ненавидят вас, как лютых врагов. Но так ли это? Послушайте русскую народную сказку. Летит в лес на охоту Орел. Навстречу ему Сова. Просит Сова Орла не трогать ее милых детушек. «Да как же я их узнаю?» — спросил Орел. «Что ты, Орел, — отвечает Сова, — мои самые красивые». Пообещал Орел, что не тронет совят, но в лесу, в какое гнездо не заглянет, везде пушистые желтенькие птенчики пищат. Но вот в большом гнезде увидел Орел птенцов — настоящих уродов: головы большие, шеи тонкие, глаза кошачьи, носы кривые, и орут птенцы противными голосами. Ну, думает, уж эти точно не совиные. Переду-шил всех и тащит к себе. А Сова навстре¬чу: «Батюшка, Сизый Орел, что же ты мо¬их детушек погубил, совятушек моих нена¬глядных?!» «Да что ты, Сова, ты же гово¬рила, что твои самые красивые», — изу¬мился Орел. «Что ты! Моих детушек нет краше!» — вскричала мать. Ну вот! Сказка — ложь, да в ней намек... Недаром, значит, пословица говорит: дитя хоть и криво, да отцу с матерью мило. Так что в любви своих родителей советую вам не сомневаться. (Слайд 7) Послушайте пьесу П.И. Чайковского «Мама», еще раз поразмышляйте над сказ¬кой. (Звучит музыка.) Всегда ли понятно, где добро, а где зло? У В. Осеевой есть коротенький рассказ «Злая мать и добрая тетя». У Дашеньки бы¬ли мама и тетя. Обе они очень любили де¬вочку, но любили по-разному. Мама застав¬ляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила ее шить, вышивать, не бояться любой работы. А тетя ничего не заставляла девочку делать, реша¬ла за нее задачи и отпускала на целый день гулять с подругами. «У меня злая мать и добрая тетя», — говорила Дашенька. Прошли годы. Даша выросла, поступила на работу. Не нахвалятся на нее люди — за что ни возьмется, быстрее всех сделает. «Кто же научил тебя так работать?» — спросят, бывало, женщины. «Учила меня мама, спасибо ей», — говорила Даша. А о доброй тете она никогда не говорила. Почему в детстве Дашенька считала свою маму злой, а став взрослой, была ей благодарна? Послушайте песню А. Пахму¬товой и Н. Добронравова «Добрая сказка». Подтвердит она ваши высказывания или оп¬ровергнет? (Звучит песня.) Значит, для пользы дела советую слушаться маму и следовать ее советам. Каждый человек достоин уважения Ученики IV класса выбирали ребят на школьную предметную олимпиаду. Сережа предложил: «Пусть на все соревнования идет Ира. Она отличница, знает все». Учи¬тельница спросила ребят: «А разве Ира луч¬ше всех решает задачи? Разве Ира быстрее всех бегает? Разве Ира делает самые инте-ресные поделки? И разве Ира знает больше всех о природе?» Ребята согласились и выбрали кроме Иры еще Васю, Лешу, Нину и Ксюшу. Что вы можете сказать о том, за что мож¬но уважать человека? Каждый ли человек достоин уважения? Поразмышляйте над этим под звуки «Сентиментального вальса» П.И. Чайковского. (Звучит музыка.) Ребята высказывают свои суждения. В каждом человеке есть какое-нибудь хорошее качество. Некоторые умеют мно¬гое, а некоторые что-то одно, но зато гени¬ально. Значит, каждый из нас с вами досто¬ин уважения. Уважаемые дети, начнем урок! Сотвори из дела сказку Часто человеку приходится делать то, что он не любит, в чем не видит интереса. Взрослые умеют управлять собой и лег¬ко справляются со своим нежеланием выполнять какое-то дело. А вам труднее, у вас еще слабо развита воля — умение заставить себя. Зато у вас прекрасно работает фантазия, вы умеете играть во что угодно. Стоит вам только представить, что беспорядок в квартире сотворил злой волшеб¬ник, что вы идете не за хлебом в магазин, а за тридевять земель за волшебным кара¬ваем, что правило по русскому языку — это магическое заклинание, а стихи — это секретные сведения, которые надо пере¬дать на словах, — как дело станет инте¬ресным и сделается легко и хорошо. Даже таблицу умножения легче запомнить с по¬мощью песенки. Есть такая песенка В. Шаинского и М. Пляцковского «Дважды два — четыре». Помните ее? (Поем или слушаем песню) Играйте, фантазируйте, — и жить станет интереснее, веселее, легче. Удачи вам на сегодняшних уроках! Море Кто из вас был на море? Какие впечатле¬ния у вас остались? (Ответы детей) А вот как описал море A.M. Горький в рассказе «Мальва»: «Море смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, по¬крываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Солнце было счастливо тем, что светило; море — тем, что отражало его ликую¬щий свет. Ветер ласково гладил атласную грудь моря; солнце грело ее своими горячими лучами. Зеленоватые волны, взбегая на жел¬тый песок, сбрасывали на него белую пену, а она с тихим звуком таяла на горячем пес¬ке, увлажняя его». Кто из вас мечтает быть моряком? Поче¬му? Мальчик из песни А. Зацепина и М. Пляцковского «Ты слышишь, море?» то¬же мечтает о морских походах. Послушайте эту песню. (Звучит песня) Пожелаем буду¬щим морякам исполнения мечты. А всем вам — успешного учебного дня! Чувство родины Приходилось ли вам уезжать из дома на¬долго? Вспомните, что вы чувствовали, возвра¬щаясь домой? Не показалось ли вам, что до¬ма и небо выше, и трава зеленее, и вода в реке теплее? Как вы думаете, почему это? (Ответы детей.) Это чувство родины, родного места, где все привычно, где все свое. Чувство родины испытывают многие люди, кото¬рых дела или другая необходимость надолго отрывают от родных мест. Об этом и песен немало сложено. Послушайте од¬ну из них, песню Ю.Антонова и М.Пляцковского «Родные места». (Зву¬чит песня.) Чем нравятся авторам песни родные ме¬ста? А мы только что говорили, что все луч¬шее только у нас. Кто же прав? Русская пословица не зря говорит, что всякий кулик свое болото хвалит.

Презентация к выступлению

Категория: Учителю начальных классов | Добавил: sklemina (13.12.2009)
Просмотров: 924 | Рейтинг: 0.0/0
О погоде
GISMETEO: Погода по г.Балаково
Поиск по сайту
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 494
Категории раздела
Химия [2]
Математика [4]
Русский язык и литература [3]
Физика [4]
Биология [0]
История и обществознание [4]
Воспитательная работа [5]
Учителю начальных классов [30]
Технология [6]
Иностранные языки [4]
Дошкольное образование [11]
Бинарные уроки и мероприятия [2]
Физическая культура [2]
Музыка [2]
Информатика и ИКТ [2]
МХК [1]
ОЗОЖ [0]
ОБЖ [0]
Внедрение ФГОС [1]
Здоровьесберегающие технологии [13]
Статистика
Наш сайт посетили
установить счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz