Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 22:34

Сайт РРЦ НО г. Балаково

Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт
Меню сайта
Форма входа
События

Методическая копилка

Главная » Статьи » Методическая копилка » Учителю начальных классов

Родительское собрание – рычаг содружества семьи и школы

План

1. Просвещение родителей через родительские собрания.

2. Родительское собрание – один из органов управления образовательным учреждением.

3. Функции родительского собрания.

4. Формы проведения родительского собрания.

5. Правила проведения родительского собрания.

6. Заповеди семейного воспитания через родительские собрания.

Социальные изменения, произошедшие в последние годы в образовании, и ориентация на принятие школами моделей профильного обучения диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями учеников. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач. Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребенка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако, не все родители открыты для такого разговора и сотрудничества. Причин этому немало: - пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим; - следование сложившимся стереотипам воспитания, моделям, привнесенным из собственного детства; - непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней; - ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей. Все перечисленное позволяет предположить, что именно родительское собрание, построенное на новых, диалогических основаниях, способно стать отправной точкой для выстраивания партнерских отношений. Нельзя забывать, что учитель вместе с родителями делает одно и очень важное дело – образование и воспитание детей. Родительское собрание сегодня, во-первых, одна из форм педагогического просвещения родителей и взаимодействия школы и семьи, во-вторых, родительское собрание реализует определенное законом право родителей на участие в управлении школой. Совершенно очевидно, что традиционно сложившиеся формы проведения собрания (монолог, а не диалог, пассивность присутствующих, невостребованность их родительского и жизненного опыта) себя изжили. Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения. Это возможно при условии создания атмосферы доверия и благожелательности, при которых главными являются интересы детей. Обсуждение необходимо строить на диагностических основаниях, которые обеспечивают объективность информации и создают предпосылки для выявления подлинных причин событий и явлений. Таким образом, родительское собрание является органом, обеспечивающим включение родителей учащихся начальной школы в управление образовательным учреждением. Собрания призваны ознакомить родителей с принятыми в школьном коллективе и заложенными в концепции развития образовательного учреждения ценностями и приоритетами. Встречи с родителями, их одобрение и поддержка помогают школе утвердиться в правильности выбранных направлений развития и успешнее конкурировать с другими школами на рынке образовательных услуг. Функции родительского собрания на начальной ступени обучения. 1. Информационная функция Реализация этой функции предполагает, прежде всего, просвещение родителей по организации учебного процесса в школе (концепция развития образовательного учреждения, проекты, в которых участвует школа, внедряемые инновации). 2. Просветительная функция. Она состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (её значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация этой функции предполагает такие формы, как семинары, педагогические практикумы, конференции, «круглые столы», дискуссии участников. Целесообразными на этом этапе организации встреч с родителями являются игровые формы взаимодействия: они снимают напряжение участников. Создают предпосылки для свободных высказываний, предполагают вариативность результатов поиска решений. 3. Обучающая функция. Она состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком. Весьма значимой эта функция является для родителей первоклассников. Она предполагает: знакомство родителей со школой, знакомство с образовательной программой и ее ресурсным обеспечением; обсуждение вопросов участия родителей в жизнедеятельности школы и класса. 4. Консультационная функция. Она предполагает методические и психологические консультации. Эта функция обеспечивает потребность участников в разрешении индивидуальных затруднений, нередко носящих экстренный, чрезвычайный характер, и предполагающих не только информационную, но и эмоциональную поддержку родителей. Для родителей младших школьников особенно важными представляются консультации психолога, которые учителю следует организовать. 5. Профилактическая функция. Эта функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, снижением учебной мотивации, проблемами в общении, здоровье детей. Следует обратить внимание на необходимость бережного и очень осторожного обращения с заявлениями или всем известными затруднениями отдельных родителей. Недопустимы прямые обвинения, нотационные обращения, приказы и требования. На собрание в начальной школе следует выносить вопросы общего характера, а по отдельным проблемам необходимо работать индивидуально. Доверительность, сопереживание, оптимизм в видении перспективы ребенка составляют благополучную основу конструктивных контактов со всеми родителями независимо от степени успешности их детей. 6. Координационная функция. Она состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса. На этапе начального обучения эта функция проявляется в основном в координации действий участников на уровне класса. Формы проведения родительского собрания традиционные нетрадиционные (диалогические) -лекции -беседы -вечер вопросов и ответов -встречи со специалистами - семинары-практикумы - тренинги - деловая игра - диспуты - дискуссии - презентации - читательские конференции - семейные клубы и гостиные Структура традиционных родительских собраний имеет следующие элементы: объявление цели проведения, выступления, ответы на вопросы участников, принятие решений и рекомендаций. Главная роль - за учителем. Структура нетрадиционных собраний отмечается большим разнообразием, но объединяющим признаком при этом является большая активность родителей в процессе поиска решения проблемы. Эта форма родительских собраний мало распространена, но более желательна, прежде всего, с точки зрения продуктивности участников. Диспут, деловая игра, конференция, семинары-практикумы предусматривают высокую активность всех участников собрания. Диспут, дискуссия, «круглый стол», предполагают обращение к проблемным темам, вызывающим противоречивые суждения родителей. Формулировки тем должны быть «острыми», «задевающими за живое». Например: «Бесконфликтное общение с ребенком миф или реальность?», «Почему ребенок не любит читать?», «Всегда ли родитель прав?», «Почему ребенок лжет?» На подготовительном этапе формируются вопросы, список литературы, статьи из газет и журналов по теме обсуждения, хорошо провести интервьюирование, анкетирование. Родительское собрание в форме деловой игры предполагает следующую последовательность: - разъяснение смысла игры; - формирование групп участников; - распределение игровых ролей (например: «родитель», «школьник», «учитель», «директор» или «пессимист», «оптимист», «генератор идей» и т.д.) - постановка задач группам; - «мозговой штурм» (поиск варианта решения проблемы); - предъявление результатов; - выступление экспертов, формирование «конечного продукта» работы в виде памяток, предписаний, алгоритмов действий, советов родителям; - рефлексия участников. Родительская конференция является формой предъявления результатов семейного воспитания. Она сводится к следующим этапам: Этап подготовки: определение темы, формулировка вопросов, выявление ценного родительского опыта и представление его в наглядном виде. Этап проведения: пленарная часть (серия выступлений педагогов и родителей), работа участников по секциям с последующим обобщением информации и принятием рекомендаций. Собрание в форме семинара-практикума проводится в три этапа: Первый этап – вводный теоретический семинар по заявленной проблеме. Второй этап – посещение открытых уроков, воспитательных мероприятий, консультаций. Третий этап – рефлексия, обмен мнениями, принятие рекомендаций, алгоритмов, предписаний. Правила проведения родительского собрания. - Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне радуйтесь их появлению в классе. Вложите в слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» все сое обаяние и уважительность. Поздоровались, сделайте паузу, обведите взглядом присутствующих родителей. Произнесено только одно слово, а ведь оно таит огромный смысл «Я тебя вижу, ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были мало знакомы. Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (Владимир Солоухин - Обязательно называйте родителей по имени и отчеству, не говорите «мама Васи Петрова». Иначе может создаться впечатление, что родители значимы для вас только в этой роли. - На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке. А вот хвалите персонально и обязательно всех. Найдите несколько слов для каждого ребенка. Дети меняются, взрослеют, осваивают новые области. И часто успешнее чем, кажется на первый взгляд. - Особенно полезно проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку. Выявление проблем должно быть конструктивным: вот есть проблема, для ее решения неплохо бы сделать то-то и то-то; со своей стороны я постараюсь, а вы со своей попробуйте. - Когда родителям предлагается посильная и конкретная модель приложения своих родительских ресурсов, то отдача повышается, потому что пошаговые, целенаправленные действия всегда дают позитивные результаты. Здесь важно знать, с каким заданием родители справятся легко, какая работа им по силам. - Старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения. - Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверных фактах, не поощряйте ябедничество. - Говорите о конкретных фактах, старайтесь не употреблять выражения типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться». Выражайтесь ясно: «не сделал два домашних заданий по математике», «отказался отвечать на уроке русского языка», «не смог выполнить фонетический разбор». - Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие. - Заканчивая собрание, спросите себя: оправдались ли ваши ожидания? С каким чувством родители уходят домой? Однако, все эти правила можно сформулировать гораздо короче: уважайте, доверяйте, помогайте, благодарите, объясняйте, спрашивайте, учитесь. Очень важно правильно подготовиться к родительскому собранию, продумать все нюансы. 1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных передач и т.д. 2. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга. 3. Подготовьте визитки с именами родителей особенно в том случае, если они еще недостаточно знают друг друга. 4. Заранее обговорите правила для участников собрания. Например: - снимать верхнюю одежду обязательно; - не допускать молчания при обсуждении проблемы; - отвергая предложение, необходимо вносить встречное; - называть друг друга по имени и отчеству. 5. Необходимо беречь время людей, приглашенных на собрание. 6. Организуйте чай. Общение на собрании станет в этом случае более непринужденным. 7. Предварительно побеседуйте с родителями, на чей родительский и жизненный опыт вы непременно хотите опереться. Родительское собрание можно совместить с каким-то воспитательным мероприятием: это поможет определить положительный эмоциональный фон собрания и объединить участников. Почему же некоторые родители уже на начальной ступени обучения своего ребенка не посещают родительские собрания? Большой ошибкой учителей является одна и также форма проведения родительских собраний: «отчитывание» «провинившихся» учащихся и их родителей, сбор денег на разные нужды, выяснение отношений между родителями, чьи дети обижают друг друга. Большой ошибкой учителей является обращение на собрании к болезненным проблемам и сложным для родителей и детей ситуациям. Такая практика порочна и недопустима. Говорить нужно о проблеме, а не о личностях. При этом очень важно отмечать успехи и резервы и быть оптимистичным в прогнозах в отношении перспективы ребенка. Весьма целесообразно в качестве логического итога родительского собрания вручать родителям рекомендации, советы, памятки, алгоритмы действий, которые они обычно с большой благодарностью принимают. Нельзя затягивать родительские собрания, ошибочно считая, что чем дольше, тем лучше. И то, что присутствующие не протестуют, вовсе не означает, что они готовы заседать до утра. Учителю необходимо следить за регламентом и укладываться в 1ч-1,5ч. Таким образом, процесс подготовки к родительскому собранию и его проведение – это творческий поиск, основанный на признании прав родителей на участие в диалоге, на перспективной устремленности упреждающем характере планируемых действий, на психологической комфортности участников. И сколько бы таких собраний не провел классный руководитель в своей жизни, каждое новое – это экзамен на профессионализм и понимание глубинного смысла учительской профессии. 3. Любовь родителя 1. Вера в успех Желание учиться 4. Приучение к режиму 2. Положительные установки 5. Выполнение установленных правил 1. В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я в тебя верю», «У тебя так хорошо получается эта буква», «Это какие же надо иметь умелые пальчики, чтобы сделать такую поделку. 2. Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Необходимо наоборот помочь ребенку поверить в свои силы: «Не бойся, у тебя все получится», «Я тоже не разу научился делать это хорошо», «Я знаю, что ты стараешься, и очень скоро у тебя все получится». 3. Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Прижать, обнять, погладить, поцеловать, теплый взгляд, доброе слово «Как хорошо, что ты у меня есть.». 4. Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения – значит, организовать жизнь ребенка, что поможет ему в учебном труде. 5. Школьные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме, не только ребенок должен знать, но и безукоризненно выполнять. Наказание Слово, убеждение Методы воспитания Одобрение, осуждение Создание воспитывающих ситуаций Пример взрослых Монолог, а не диалог Унижение достоинства Окрики, раздраженный тон Наши ошибки Вымогание, обещания Назидания в присутствии товарищей Безапелляционность (делай так – и точка!)

Заповеди семейного воспитания.

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть.

2. Никогда не приказывайте по прихоти.

3. Никогда не принимайте решения в одиночку.

4. Собственное поведение родителей – самый решающий фактор в воспитании детей.

5. Разговаривая – воспитывайте.

6. Не допускайте излишеств в подарках.

7. Во всем нужно действовать собственным примером.

8. Все делайте сообща.

Литература

1. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания/ - М.: Просвещение, 1989.

2. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе/- Волгоград: Учитель, 2004.

3. Корнеев Е.Н. Ох уж эти первоклашки!/ - Ярославль: Академия развития, 1999.

4. Саляхова Л.И. Родительские собрания/ - М.: Глобус, 2007.

Презентация к выступлению

Категория: Учителю начальных классов | Добавил: sklemina (13.12.2009)
Просмотров: 8573 | Рейтинг: 0.0/0
О погоде
GISMETEO: Погода по г.Балаково
Поиск по сайту
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 497
Категории раздела
Химия [2]
Математика [4]
Русский язык и литература [3]
Физика [4]
Биология [0]
История и обществознание [4]
Воспитательная работа [5]
Учителю начальных классов [30]
Технология [6]
Иностранные языки [4]
Дошкольное образование [11]
Бинарные уроки и мероприятия [2]
Физическая культура [2]
Музыка [2]
Информатика и ИКТ [2]
МХК [1]
ОЗОЖ [0]
ОБЖ [0]
Внедрение ФГОС [1]
Здоровьесберегающие технологии [13]
Статистика
Наш сайт посетили
установить счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz