Формирование компетентности в области ЗОЖ как фактор повышения качества образования (Здоровьеформирующее образование) - Здоровьесберегающие технологии - Методическая копилка - Методическая копилка - Сайт РРЦ НО г. Балаково
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 22.02.2017, 13:37

Сайт РРЦ НО г. Балаково

Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт
Меню сайта
Форма входа
События

Методическая копилка

Главная » Статьи » Методическая копилка » Здоровьесберегающие технологии

Формирование компетентности в области ЗОЖ как фактор повышения качества образования (Здоровьеформирующее образование)
Как известно состояние здоровья населения является отражением сложного комплекса явлений в окру-жающей среде. В течение всей жизни человек находится под постоянным воздействием широкого спектра фак-торов окружающей среды (биологических, социально-экономических, природно-климатических и др.), непо-средственно влияющих на его жизнедеятельность, здоровье и продолжительность жизни. За последние годы в России отмечено значительное качественное ухудшение здоровья населения, в том числе и молодежи. По данным Минздравсоцразвития России общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16 %; общая заболеваемость юношей и девушек в возрасте от 15-18 лет за последние пять лет воз-росла на 18 %; общая заболеваемость детей в возрасте 6-7 лет за последние пять лет возросла на 32%; 53 % детей школьного возраста имеют ослабленное здоровье.
Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его ор-ганизм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности – устранение вредных воздейст-вий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптаци-онных способностей организма) – определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.
Рассматривая второе направление мы видим четкую тенденцию формирования на уровне РФ следующих направлений: становление системы образования в качестве консолидирующего центра здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования; профилактика вредных привычек, в том числе наркомании; развитие физической культуры и спорта в стране. 
В рамках одной статьи сложно охарактеризовать весь спектр деятельности региона по сопровождению здоровья участников образовательного процесса, поэтому мы попытаемся охарактеризовать деятельность ОУ Саратовской области в становлении системы здоровьеформирующего образования. 
С 2000г. на территории Саратовской области в образовательных учреждениях реализуется программа «Образование и здоровье». Обозначим некоторые итоги ее реализации:
• создание в образовательных учреждениях необходимых условий (кадровых, нормативно-правовых, учебно-методических, материальных, организационных финансовых) для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов, преподавателей, работников образования;
• проведение коррекции нарушения соматического, психического и нравственного здоровья совме-стно с медиками, психологами, используя оздоровительные технологии;
• изменение форм, методов организации образовательного процесса;
• соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, нормирование учебной нагрузки и профи-лактика утомляемости; организация регулярного медико-психолого- педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся;
• создание положительного психологического климата основанного на доверии, справедливости, уважении всех участников образовательного процесса;
• сохранение паритета образованности и здоровья обучающихся, т.е. в здоровьесберегающем об-разовании здоровье рассматривается как результат образовательного процесса.
За прошедшее время в школах региона сформировались различные модели образовательных систем здоровьесберегающей направленности.
Модели образовательных здоровьесберегающих систем:
Здоровье как общечеловеческая, этнокультурная и гражданская ценность вводится в содержание как инвариантного, так и вариативного компонента образования. Путем интеграции вводятся отдельные темы, по-нятия в содержания предметов и учебных областей, в учебные планы включаются спецкурсы, факультативы связанные со здоровьем человека.
Изменения в организации образовательного процесса, в режиме работы, в технологиях, формах обучения и воспитания. Уроки, лекции становятся здоровьесберегающими. В образовательных учреждениях создаются новые структурные подразделения, центры, лаборатории, которые курируют данный вопрос.
Изменения в ресурсной базе образовательных учреждений, расширяется материально-техническая здо-ровьесберегающая база, ведется повышение профессиональной культуры педагогов, преподавателей, воспитателей.
Безусловно, в различных ОУ реализация здоровьесберегающего подхода осуществлялась в разной сте-пени системности и сложности ее организации. Следует отметить, что усилия, прилагаемые образовательными учреждениями в направлении здоровьесберегающей подготовки школьников часто велики по затратности, однако недостаточно эффективны, о чём свидетельствуют: снижение уровня двигательной активности, отсутст-вие стремления к здоровому образу жизни, наличие недостаточной инновационной деятельности в сфере физ-культурно-оздоровительных занятий, отсутствие системы работы по формированию ценностных ориентаций в области здоровьесбережения.
Сегодня можно отметить наличие в образовательных учреждениях нескольких уровней здоровьесбере-гающей деятельности:
Низкий уровень – образовательные учреждения, которые еще не осознают необходимость введения здоровьесберегающей деятельности, у них нет в этом потребности и не созданы для этого условия.
Начальный уровень – образовательные учреждения, которые хотят быть не хуже других и определили для себя, что здоровьесберегающая деятельность является приоритетным направлением.
Средний уровень – образовательные учреждения, которые на протяжении ряда лет занимаются здо-ровьесбережением обучающихся, ведут целенаправленную работу, тесно сотрудничают с родителями, обще-ственностью, с медицинскими учреждениями.
Высокий уровень – образовательные учреждения, которые имеют положительную динамику в состояние физического, нравственного, психического и интеллектуального здоровья, ведут вместе с учеными серьезную работу в данном направлении – качественный переход к здоровьеформирующему образованию.
Учитывая негативную динамику в состоянии здоровья детского населения страны и нашего региона в ча-стности, а также опираясь на долговременный положительный опыт реализации в Саратовской области здо-ровьесберегающего подхода в образовании, остро назрела необходимость перехода в ОУ к высокому уровню здоровьесберегающей деятельности, т.е. к здоровьеформирующему образованию.
Результат здоровьеформирующего образования - целостная гармоничная личность с высоким уровнем духовно-нравственной, физической, интеллектуальной культуры, конкурентоспособная и легко адаптирующаяся к изменениям в социокультурной среде.
Здоровьеформирующее образование характеризуется процессуальными и ресурсными изменениями. ОСНОВНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД – ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ЗОЖ.
Рассматривая вопрос формирования компетентности в области ЗОЖ необходимо отметить, что при дан-ном подходе здоровье и ЗОЖ рассматриваются как такие специфические ценностные образования, которые непосредственно соотносятся (коррелируют) с показателями, характеризующими физическое, социальное и психическое благополучие Субъекта, а также с выраженными тенденциями самореализации.
Таким образом, в настоящее время, как никогда, возникает необходимость теоретического осмысления и практической реализации социально-психологических условий формирования компетентности в области здоровья участников образовательного процесса.
Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании, соот-ветствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо свя-зан с переходом – в конструировании содержания образования и систем контроля его качества – на систему компетентностей.
Компетентностный подход призван решать ряд таких проблем в образовательном процессе, которые на основе существующих в теории и практике образования технологий до сих пор остаются нерешенными. Если раньше задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции, то сегодня ситуация становится иной: меняются технологии, производство становится гибким. Оно требует другого специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях. 
Компетентностный подход характеризуется личностным и деятельным аспектами, т.е. он имеет и прак-тическую, прагматическую, и гуманистическую направленность. Практическая направленность компетентност-ного подхода была задана материалами Симпозиума Совета Европы (1996), где подчеркивается, что для ре-зультатов образования важно знать не только ЧТО, но и КАК делать. В этом прагматическом смысле он не может быть противопоставлен ЗУНам, так как он только специально подчеркивает роль опыта, умений практически реализовывать знания, решать задачи на этой основе. Но он и не тождественен ЗУНовскому подходу, т.к. он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умением, делая акцент на практической стороне вопроса. 
По мнению отечественных ученых (Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин, И.Л. Зимняя, А.Г. Каспржак и др.), ком-петентностный подход является способом достижения нового качества образования. Он определяет направле-ние изменения образовательного процесса, приоритеты, содержательный ресурс развития. 
Речь идет о новой единице измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже пол-ностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования.
Обращение к оценке качества образования через компетенцию означает, что определяющим является опыт деятельности личности в области ЗОЖ, ее активная позиция, готовность к целеполаганию, действию, включая ценностную составляющую.
В этом смысле коротко охарактеризовать здоровьеформирующее образование можно через следующие направления деятельности в ОУ:
Обучение культуре здоровья и культуре ЗОЖ.
Профилактическая деятельность субъектов образовательного процесса.
Здоровьеформирующая деятельность субъектов образовательного процесса.
В Саратовской области на инновационных площадках в данном направлении достигнуты определенные успехи: происходит консолидация усилий ведомств, общественных организаций, ученых и практиков в области здоровьяформирования в системе образования и превращения их в ресурсную базу; ведется изучение, обоб-щение и распространение опыта образовательных учреждений, медицинских учреждений в деле оздоровления обучающихся; осуществляется разработка и внедрение инновационных здоровьеформирующих технологий в различные ступени образования; проводится мониторинг здоровья обучающихся и разработка мер по его коррекции; интенсивно ведется научно-методическое обеспечение здоровьесберегающей, здоровьеформи-рующей деятельности образовательных учреждений; осуществляется подготовка и повышение готовности ра-ботников образования к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности; происходит создание необходимых условий и повышение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих ресурсов в образова-тельных учреждениях.
Безусловно предложенный подход, являясь комплексным, системообразующим и фундаментальным вызывает ряд вопросов и разнообразие мнений по его реализации. Так, при реализации здоровьеформирую-щего подхода в ОУ мы уже сегодня сталкиваемся с рядом концептуальных проблем.
Необходимо вести системную работу всем методическим службам, институту повышения квалификации чтобы повышать восприимчивость педагогов к здоровьесберегающим технологиям, готовность проводить здо-ровьеформирующую деятельность.
Актуальной проблемой является обоснование теории и практики проектирования образовательных про-грамм в образовательных учреждениях.
Совместная работа ученых из разных областей и практиков.
Переход от парадигмы здоровьесберегающего образования к парадигме здоровьеформирующей как средства повышения качества обучения и воспитания.
Необходимость их решения диктуется важностью вопросов сопровождения здоровья школьников. Со-временную школу часто и обоснованно обвиняют в неэффективном сопровождении здоровья детей. Сформи-рованность здоровьесберегающей компетенции ребенка позволит образовательному учреждению решить проблему оптимизации и повышения эффективности деятельности школы в области здоровьеформирования.
Категория: Здоровьесберегающие технологии | Добавил: sklemina (14.05.2010)
Просмотров: 3487 | Теги: опыт, здоровьесберегающие технологии | Рейтинг: 1.0/1
О погоде
GISMETEO: Погода по г.Балаково
Поиск по сайту
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 494
Категории раздела
Химия [2]
Математика [4]
Русский язык и литература [3]
Физика [4]
Биология [0]
История и обществознание [4]
Воспитательная работа [5]
Учителю начальных классов [30]
Технология [6]
Иностранные языки [4]
Дошкольное образование [11]
Бинарные уроки и мероприятия [2]
Физическая культура [2]
Музыка [2]
Информатика и ИКТ [2]
МХК [1]
ОЗОЖ [0]
ОБЖ [0]
Внедрение ФГОС [1]
Здоровьесберегающие технологии [13]
Статистика
Наш сайт посетили
установить счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz