Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.05.2017, 22:19

Сайт РРЦ НО г. Балаково

Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт
Меню сайта
Форма входа
События

Методическая копилка

Главная » Статьи » Методическая копилка » Здоровьесберегающие технологии

Модель социально-психологического сопровождения учащихся

Проблемы здоровья и болезни привлекали внимание представителей целого ряда наук еще в 50-60-х годах ХХ века. Однако в России данная проблематика стала активно исследоваться лишь в 90-х годах. Именно в это время развернулись широкие психологические, социологические исследования. Появилась новая самостоя-тельная область знания – психология здоровья и этому были свои предпосылки.

На современном этапе изучение и формирование здорового образа жизни и социального здоровья ста-новится ключевой задачей. И это находит свое отражение в деятельности образовательных учреждений, кото-рые используют в своей практике здоровьесберагеющие подходы. Сегодня они в значительной мере отличают-ся от тех, которые существовали в прошлом столетии и были направлены только на профилактику вредных привычек. Чтобы понять, как и чем должна заниматься школа на современном этапе, следует рассмотреть, какие уровни представляют интерес с практической точки зрения.
Понятие «здоровье» представляет собой достаточно комплексный феномен, который изучается на трех уровнях:
1) Физическом (наиболее изученный уровень физического здоровья, которое обусловлено свойствами человеческого организма как сложной биологической системы);
2) Психологическом (плодотворно изучается);
3) Социальном ( наименее изученный и перспективный уровень).
Если понятие физического здоровья не вызывает у нас дополнительных вопросов, то понятиям «психо-логическое» и «социальное» стоит дать объяснение:
Психическое здоровье – это неоднородное образование, имеет сложное уровневое строение: 
1. Высший уровень психического здоровья – личностно-смысловой, определяется качеством смы-словых отношений человека.
В самом общем виде здоровье может быть связано с гармоничным сочетанием проявлений трех основ-ных отношений личности: к себе, к другим и к жизни. 
2. Второй уровень (уровень индивидуально-психологического здоровья) – зависит от способностей человека выбирать адекватные способы поведения в достижении целей;
3. Третий уровень уровень психофизиологического здоровья обусловлен особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации психической деятельности.
Социальное здоровье (в психологии) определяется как количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни обществ.
Заметное влияние на состояние социального здоровья с одной стороны оказывают родительские отно-шения, а в условиях образования – школьная среда, а с другой высшая мотивация. Именно социальный интерес служит основой оптимизма личности, что во многом определяет степень активности ее участия в жизни общест-ва.
По мнению Г.С.Никифорова, социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках:
• адекватное восприятие социальной действительности;
• интерес к окружающему миру;
• адаптация к физической и общественной среде;
• направленность на общественно полезное дело;
• культура потребления;
• альтруизм;
• эмпатия;
• ответственность перед другими;
• бескорыстие;
• демократизм в поведении.
Разрабатывая экспериментальную программу «Школа – территория здоровья» в нашей школе мы, пре-жде всего, опирались на следующие аспекты:
1. В начальной школе особое внимание уделялось развитию второго и третьего – психофизиологического уровней, поскольку в этом возрасте особенно бурно происходит фор-мирование психических процессов: памяти, внимания, восприятия и т.д. Правильный режим дня, смена деятельности в школе все это является предпосылками для сохранения психофизиологического здоровья.
2. Высший уровень тесно связан с развитием рефлексии, расширением самосознания, а поэтому в большей степени соотносится с подростковым возрастом.
3. Вследствие недостаточной изученности проблемы в программе отсутствовало направление, свя-занное с формированием социального здоровья школьников.
В самом начале нашей экспериментальной деятельности в начальной школе был организован монито-ринг, который включал в себя следующие исследования:
1. Режим дня (анкеты для родителей); 
2. Функциональное состояние ребенка (анкеты учителей и родителей);
3. Утомляемость (с помощью пробы свободного и заданного темпа);
4. Учебная мотивация;
5. Эмоциональное отношение к учителю;
Полученные результаты мало отличались от общероссийских: признаки утомляемости при проявлении психосоматических нарушений выявлены у 20% школьников. Также имели место нарушения в режиме дня:
• у 25 % учащихся – превышение времени на домашние задания;
• у 22% учащихся – превышение общей учебной нагрузки;
• не досыпают 30% младших школьников;
• у 30% школьников превышено время пребывания за компьютером;
• у 40% школьников превышено время просмотра телепередач;
• у 70 % школьников снижено время пребывания на свежем воздухе;
• по данным анкет родителей и педагогов признаки усталости у детей более выражены в школе, чем дома (при этом стоит учитывать, что родители не всегда способны правильно определить реакции ребенка, т.к. возбудимость или другие признаки также свидетельствуют о ее проявлении) 
Это позволяет предположить, что перегрузки, которые испытывают учащиеся в 1-х и 2-х классах, могут являться одной из причин снижения интереса к учебной деятельности, не говоря уже о психосоматических на-рушениях.
После проведения тематических родительских собраний в экспериментальных классах, занятий с педа-гогами были получены положительные сдвиги, которые в большей мере коснулись изменений учебной нагруз-ки.
Анализ анкет этого учебного года позволил получить следующие результаты:
• у 15% учащихся выявлено превышение учебной нагрузки;
• у 29% учащихся выявлено превышение времени на домашние задания;
• 30% школьников не досыпают;
• у 20 % превышено время работы за компьютером;
• у 20% превышено время просмотра телепередач;
• у 40% школьников снижено время пребывания на свежем воздухе.
Сегодня в начальной школе работа ведется по следующим направлениям:
• занятия с учащимися по программе ОЗОЖ в рамках классных часов (в ходе занятий были ис-пользованы рисунки «Мой мир». Психологами обращено внимание на особенности внутренней картины мира некоторых детей, которая соотносилась с агрессией, негативным эмоциональным восприятием действительности. Некоторые дети просто не могли воспроизвести окружающую их реальность. Таких рисунков около 15 %. Следовательно, данная группа детей нуждается не только в профилактической, но и коррекционно-развивающей программе).
• занятия с родителями в тренинговой форме;
• индивидуальные и групповые консультации с родителями;
• индивидуальная работа с педагогами.
Нами разработана модель социально-психологического сопровождения учащихся, и более подробно я остановлюсь на младшем школьном возрасте, поскольку он имеет свои специфические особенности.
Уже в подготовительной группе педагогами и психологами проводится наблюдение за ребенком. В случае необходимости родителям предлагается индивидуальная диагностика ребенка, даются рекомендации.
Читать статью полностью здесь
Категория: Здоровьесберегающие технологии | Добавил: sklemina (10.06.2010)
Просмотров: 1685 | Теги: опыт, здоровьесберегающие технологии, конференция | Рейтинг: 0.0/0
О погоде
GISMETEO: Погода по г.Балаково
Поиск по сайту
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 494
Категории раздела
Химия [2]
Математика [4]
Русский язык и литература [3]
Физика [4]
Биология [0]
История и обществознание [4]
Воспитательная работа [5]
Учителю начальных классов [30]
Технология [6]
Иностранные языки [4]
Дошкольное образование [11]
Бинарные уроки и мероприятия [2]
Физическая культура [2]
Музыка [2]
Информатика и ИКТ [2]
МХК [1]
ОЗОЖ [0]
ОБЖ [0]
Внедрение ФГОС [1]
Здоровьесберегающие технологии [13]
Статистика
Наш сайт посетили
установить счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz