Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 20.07.2017, 21:38

Сайт РРЦ НО г. Балаково

Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт
Меню сайта
Форма входа
События

Методическая копилка

Главная » Статьи » Методическая копилка » Здоровьесберегающие технологии

Состояние здоровья детей России и Балаковского муниципального района
Здоровье является одним из основополагающих прав человека. Здоровье взрослого населения в значи-тельной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются уже в детстве. Право на «наивысший достижимый уровень здоровья» закреплено в Конвенции о правах ребенка. Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» призывает к созданию условий для детей и подростков, чтобы они могли расти и развиваться в таких семейных условиях и в такой социальной и физической среде оби-тания, которая обеспечивает справедливый доступ к охране здоровья, считая это важнейшей стратегической задачей для всех стран.
Как свидетельствуют данные официальной статистики, дети школьного возраста в России составляют 19,6 миллиона человек, из них 13,4 миллиона обучаются в общеобразовательных учреждениях. 53% имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, и лишь 10% вы-пускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых. Поэтому перед оте-чественной педагогической наукой и системой образования, – и это следует из документов, определяющих ход модернизации отечественной школы, – ставится стратегически важная задача: создать необходимые условия для того, чтобы образование не ухудшало здоровье детей, а способствовало его сохранению, укреплению, раз-витию. Ответственность государства и стратегическое направление государственной политики в области охраны здоровья подрастающего поколения отчетливо прозвучала в Послании Президента РФ Д.А.Медведева Фе-деральному собранию (2008). В меняющемся обществе выгодно быть здоровым – это постулат современного общества. В современной школе неразрывно переплетаются проблемы здоровья и образования. Плохое здо-ровье, как правило, ограничивает возможности получения образования, а дефекты образования приводят к не-восполнимым потерям здоровья детей.
Современное общество предъявляет к содержанию и методам воспитания и обучения все более высокие требования: они должны обеспечивать гармоничное интеллектуальное, духовное и физическое развитие личности, овладение необходимыми научными знаниями и новейшими технологиями. Цель инновационных процессов, происходящих в школьном образовании, заключается не только в повышении качества образования и совершенствовании его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, и в обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса.
В этой связи стоит задача сохранить здоровье ребенка в условиях интенсификации обучения, регламен-тировать возросшую учебную нагрузку и различные виды учебной деятельности в соответствии с возрастными и функциональными возможностями детей. Решение этой задачи возможно только при достижении взаимо-понимания и интеграции усилий всех тех, кто определяет стратегию инновационных перемен в образовании. Школа должна более эффективней, чем сегодня, содействовать укреплению здоровья, успешной социализации молодежи в обществе, ее адаптации к новым социально-экономическим условиям.
К сожалению, перманентное реформирование системы образования, продолжающееся в течение полу-века и, в основном, не учитывающее возрастно-половые физиологические и психологические особенности де-тей и подростков, постоянное увеличение объема и сложности изучаемых программ создают условия для пе-реутомления и длительной гиподинамии школьников, пребывания их в состоянии хронического стресса. Ре-зультаты научных исследований показывают, что успешность обучения в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся в условиях дефицита учебного времени. Для учеников большинства общеобразовательных учреждений, и особенно для школ с углубленным содержанием обучения (гимназии, лицеи, частные и авторские школы), характерны:
  • постоянное психоэмоциональное напряжение, обусловленное большой учебной нагрузкой и высо-кими требованиями к качеству знаний;
  • уменьшение двигательной активности и длительное пребывание в сидячей позе во время занятий в школе, дома, при получении дополнительного образования;
  • снижение времени пребывания на свежем воздухе;
  • сокращение продолжительности ночного сна.
В последнее время сформировались и дополнительные факторы интенсификации обучения – использование персональных компьютеров, Интернета, видеотехники. Комплексное воздействие неблагопри-ятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма, формированию функциональных расстройств, их прогресси-рованию и развитию хронической патологии.
В последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья школьников. Особенно большого внимания заслуживает динамика показателей состояния здоровья детей, обучающихся в начальной школе. За период 1998-2008гг среди учащихся младших классов патологическая пораженность детей России увеличилась на 54,5%.
Изменилось в худшую сторону и распределение детей на группы здоровья. Если в 1998г к 1 группе здо-ровья, т.е. к абсолютно здоровым, относилось 4,8% обследованных учащихся младших классов, то в 2008г. – 1,8%. Показатель 1 группы здоровья детей младших классов Балаковского района несколько выше российских показателей (11,8%), но также имеет отрицательную динамику за последние 10 лет. Численность школьников со II группой здоровья за 10 лет существенно не изменилась, а III-IV групп здоровья увеличились за 10 лет на 4,7% в РФ и на 3% в Балаковском районе.
В последние годы большое внимание уделяется особенностям формирования здоровья школьников старшей возрастной группы (подростки 15-17 лет) – возрастному периоду, который характеризуется особым своеобразием роста и развития, как в биологическом, так и в социальном аспектах. В подростковом возрасте происходит завершение процессов роста и созревания и одновременно наступает первый этап подготовки к вступлению в трудовую жизнь: профессиональное самоопределение, подготовка к самостоятельному труду, к службе в армии и др. Особенности протекания этого периода во многом определяют будущее человека, его физическое и психическое здоровье, успешность включения во «взрослую» жизнь, реализацию репродуктив-ного потенциала.
За последние 15 лет в РФ распространенность функциональных отклонений среди юношей 15-17 лет увеличилась на 89%, среди их сверстниц-девушек – на 51,6%; частота встречаемости хронических болезней среди юношей возросла на 33,6%, среди девушек увеличение произошло в менее значительных пределах. 
Заболеваемость подростков-школьников Балаковского района ежегодно возрастает и только за 2009г увеличилась на 14% за счет роста заболеваний сердечно-сосудистой системы, эндокринной патологии, болез-ней желудочно-кишечного тракта, болезней органов дыхания, болезней мочеполовой системы, а также болез-ней глаз. Структура патологической пораженности подростков Балаковского района соответствует структуре заболеваемости подростков России.
Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность, у со-временных подростков значительно (на 20-25%) ниже, чем у их сверстников 80-90х годов, вследствие чего око-ло половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75% девочек не в состоянии выполнять нормативы физи-ческой подготовки.
Таким образом, современные подростки по уровню морфофункционального развития в целом отстают от своих сверстников предшествующего десятилетия, что обусловливает у 80% выпускников школ ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья и более у 35% юношей – непригодность к службе в армии в связи с имеющимися заболеваниями.
К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся недостаточный уровень санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, включая неполноценное питание, гиподинамию школьников, несоблюдение гигиенических нор-мативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе, состояние хронического стресса.
Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказы-вает стрессорное воздействие на развивающийся организм.
Среди детей и, особенно, подростков в современных условиях нашли широкое распространение проте-стные формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, девиантные формы поведения, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья. 
Российские 11-летние школьники – «лидеры» в Европейском регионе по числу курящих, по крайней ме-ре, 1 раз в неделю: 4% девочек и 5% мальчиков. Это крайне отрицательно отражается на здоровье детей.
У юношей наиболее высокие корреляции отмечены между курением и функциональными нарушениями системы кровообращения и органов пищеварения, у девушек – с нарушениями менструального цикла.
По употреблению алкоголя 11-летними школьниками мы уступаем только Украине. 7% девочек и 10% мальчиков употребляют алкоголь, по крайней мере, 1 раз в неделю.
Результаты общеевропейского исследования свидетельствуют и о том, что мы предпочитаем не обсуж-дать. В своей жизни 13% девочек и 17% мальчиков 15 лет употребляли гашиш. Обращает на себя внимание факт отсутствия реальных половых различий в этих показателях. Среди опрошенных 15-летних школьников 3% девочек и 6% мальчиков отметили, что употребляли гашиш в течение последних 30 дней.
24% девочек и 44% мальчиков 15 лет указывают, что у них уже было сексуальное общение.
Таким образом, состояние здоровья школьников на современном этапе представляет собой серьезную медико-социальную проблему. Это требует долгосрочной программы мероприятий и стройной государственной политики, направленных на улучшение качества жизни и охрану здоровья школьников. Одной из таких государственных программ в настоящее время определена Программа формирования здорового образа жизни населения.
Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья учащихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и становится не менее при-оритетной, чем, например, обучение грамоте и счету.
Ключевыми направлениями деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся являются следующие:
1. Официально принятая политика школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
2. Создание оптимальных условий пребывания детей в школе.
3. Социально-психологический климат в школе.
4. Формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям.
5. Связи с общественностью в деле охраны здоровья детей.
6. Медицинское обслуживание учащихся.
На территории БМР находится 26 городских и 24 сельских школы. Медицинское обслуживание городских школ осуществляется МУЗ «Детская городская поликлиника», детей сельских школ обслуживают фельдшера ФАПов. Декретированные профилактические осмотры школьников проводятся бригадой специалистов ДГП в соответствии с приказом №186/272. Количество детей в школах города – 16202чел, что на 34% меньше по сравнению с 2002г, количество детей в школах села – 1718чел (на 46% меньше уровня 2002г).
Укомплектованность штатами медицинских кабинетов школ составляет: врачами и фельдшерами 100%, но врачебные штаты укомплектованы на 50% за счет совместителей и проблема кадрового обеспечение меди-цинских кабинетов школ из-за недостатка кадров и малокомплектности школ, что приводит к обслуживанию одним медицинским работников 2-3 образовательных учреждения.
В январе 2010г проведено лицензирование 7 медицинских кабинетов школ города. На настоящий момент в стадии лицензирования еще 7 школ. Таким образом, 14 медицинских кабинетов образовательных учреждений приведены в соответствие санитарным правилам по площадям и медицинскому оборудованию. 12 школ города ведут активную подготовку к процедуре лицензирования медкабинетов.
Среди детей школьного возраста БМР, дети, имеющие хронические заболевания составляют 57% (РФ 58,7%). Медицинская реабилитация детей с хронической патологией проводится по индивидуальным планам с использованием стационаров г.Балаково, ОДКБ, реабилитационного центра и отделения восстановительного лечения МУЗ ДГП. В летний период до 4,5 тысяч детей школьного возраста отдыхают в загородных оздорови-тельных лагерях и 2,5 тысячи детей оздоравливаются в летних оздоровительных лагерях с дневным пребыва-нием с использованием реабилитационных баз поликлиники.
В феврале 2010г в Москве состоялся XIV конгресс педиатром России, в котором приняли участие и педи-атры из ряда европейских стран. Конгрессу предшествовал форум, подготовленный партией «Единая Россия», где предложен проект «Россия! Мы должны жить века», направленный на сохранение и укрепление главной ценности государства – здоровья нации и в первую очередь здоровье детей. Более половины работы конгресса было посвящено восстановлению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни.
Перспективы здравоохранения по улучшению и сохранению здоровья детей:
1. С 2009г в стране созданы 198 центров здоровья для детей и эта работа активно продолжается. На базе МУЗ ДГП в 2010г будет запланирован центр здоровья для детей, деятельность которого, в пер-вую очередь, будет направлена на организованных детей.
2. С 2011-2015гг будет проводиться краткосрочная программа диспансеризации детей с 14-18 лет с обязательным участием подросткового гинеколога, уролога-андролога для оценки репродуктивной функции и своевременной реабилитации подростков. На эти цели государство выделяет дополни-тельные средства.
3. Готовится приказ и ждем его выхода об изменении штатного норматива в медицинских кабинетах ДДУ и школ, который предусматривает увеличение штатных должностей медработников в мало-комплектных школах, что позволит нахождение медработника в медицинском кабинете на протя-жении всего периода пребывания детей в школе и ДДУ.
Категория: Здоровьесберегающие технологии | Добавил: sklemina (14.05.2010)
Просмотров: 988 | Теги: опыт, здоровьесберегающие технологии | Рейтинг: 0.0/0
О погоде
GISMETEO: Погода по г.Балаково
Поиск по сайту
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 494
Категории раздела
Химия [2]
Математика [4]
Русский язык и литература [3]
Физика [4]
Биология [0]
История и обществознание [4]
Воспитательная работа [5]
Учителю начальных классов [30]
Технология [6]
Иностранные языки [4]
Дошкольное образование [11]
Бинарные уроки и мероприятия [2]
Физическая культура [2]
Музыка [2]
Информатика и ИКТ [2]
МХК [1]
ОЗОЖ [0]
ОБЖ [0]
Внедрение ФГОС [1]
Здоровьесберегающие технологии [13]
Статистика
Наш сайт посетили
установить счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz