Здоровье детей и подростков в любом обществе при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал страны. Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной по-литики в области образования, т.к. школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды наиболее активного развития детского организма, когда происходит формирова-ние здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства – получением ре-бенком общего среднего образования. По данным исследований Института возрастной физиологии РАО, за период обучения у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза – нарушения осанки, а число детей, имеющих пограничные нарушения психического здоровья, увеличивается от 20 до 70%. Именно поэтому наша школа в 2008-2009 учебном году начала экспериментальную работу по реализации программы «Школа – территория здоровья». Одним из направлений деятельности школы по реализации программы стало внедре-ние технологии раскрепощенного развития Базарного В.Ф. С момента поступления в школу общая двигательная активность ребенка снижается почти на половину, и степень этого снижения нарастает от младших классов к старшим. Технология раскрепощенного развития В.Ф.Базарного, получила признание уже в 80-90-ых годах. За основу своей методики Базарный В.Ф., доктор медицинских наук, профессор и врач, взял принцип сенсорно-моторной активности человека. При всей много-гранности подходов к сбережению и укреплению здоровья школьников (питание, экология, психология, гигиена, профилактическая медицина, коррекционная педагогика) на первое место выходит всё же фактор двигательной активности. Именно двигательной активности, как наиболее сильному физиологическому раздражителю, стимули-рующему нормальную жизнедеятельность, отводится основная роль в полноценном становлении и развитии потенциалов организма. Разработанная автором программа включает конкретные запатентованные технологии и технические средства, направленные на реорганизацию классического построения учебно-познавательного процесса. Заня-тия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Оборудование специализированных кабинетов требует определенных материальных затрат на уровне школы, но большую помощь оказали родители учащихся, заинтересованные в организации оздоровительной работы в школе. В 2008-2009 учебном году оборудован 1 кабинет и работу начали два класса (1-ый и 3-ий), в этом учебном году специальной мебелью оборудовали еще 2 кабинета, таким образом уже в 6 классах вне-дряется технология Базарного в учебно-воспитательный процесс. Основным техническим средством, обеспечивающим данную технологию, является конторка.Она напо-минает высокую парту, а точнее сказать трибуну, зафиксированную на уровне солнечного сплетения индивиду-ально для каждого ребенка. Изменение высоты производится за счет регулировки длины металлокоркаса. Сто-лешница конторки позволяет использовать её для разного вида деятельности: письма, чтения, рисования, лепки. Подборка рабочей высоты конторки
Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения». Этот уровень является исходным, ориентировочным, по которому в последующем может про-водиться дальнейшая корректировка и «подгонка» уже рабочей высоты конторки. О чем идет речь? Если при исходной высоте конторки ребенок во время письма продолжает склоняться, то вся поверхность конторки по-степенно поднимается до тех пор, пока ребенок не примет строго вертикальную стойку. При укоренении телесной вертикали уровень конторки можно постепенно опустить до своего первичного исходного уровня.
Что же означает режим смены динамических поз? Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Положение ребенка меняется через каждые 10-15 минут. Тем самым сохраняется и укреп-ляется позвоночник, формируется правильная осанка. Организм ребенка сам тянется к тому, что для него жела-тельно: к активной смене положения тела в ходе урока. И через некоторое время работы по данной технологии дети сами с удовольствием встают и работают на уроке стоя. При этом воспитывается способность ребенка слышать потребности своего организма. Он и только он должен и может решать сам, сколько минут ему следу-ет постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом. Задача учителя – изначально предоставить ребенку свободу такого выбора. При этом главным моментом в режиме «динамических поз» является сам факт перио-дических смен поз. И чем чаще на этапе адаптации к данному режиму ребенок меняет позы – тем полезнее. Вместе с тем данная технология предполагает использование и других технических средств обучения, например уже многим известный тренажер зрительно-двигательных траекторий В.Ф.Базарного. Оптимальным местом для нанесения схемы тренажера является потолок. Поскольку изображение схемы на потолке несет в себе определенные технические трудности, возможно его размещение на стене или плака-те. При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям: • наружный овал – красным; • внутренний овал – зеленым; • «крест» – золотисто-коричневым; • «восьмерка» – ярко-голубым. Дети периодически становятся в центре под или перед схемой тренажером и, следя глазами за ориенти-рующими стрелками траекторий, выполняют соответствующие упражнения. При этом возможно сочетание движений глазами, головой и туловищем. Выполняется примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке», по «кресту»). Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы. Например: в процессе выполнения тонко координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуется выполнять упражнения через каждые 15-20 минут. При таких режимах работы на занятиях, по данным психолого-педагогической экспертизы, у детей по-вышается внимание, работоспособность и мотивация к учёбе. Такая система дидактики способствует улучшению обучаемости, оказывает стимулирующее влияние на последующую психомоторную и умственную деятельность. В итоге формируется устойчивость к факторам внешней среды и создаются условия продуктивного роста и гармоничного развития ребёнка. При работе за конторкой нужно обратить особое внимание на соблюдение следующих общегигиениче-ских и эргономических требований: 1. Высота конторки должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с ростом ребенка. При рассаживании детей постараться максимально подобрать учащихся, одинаковых по росту в паре. 2. Систематически (не реже 1 раза в месяц) регулировать высоту рабочей поверхности конторки. 3. Специально выполненными исследованиями установлено, что оптимальным углом наклона сто-лешницы (рабочей поверхности) является 15-17°. 4. Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и ребенок находится в носочках из естественной ткани (идеальный вариант – босиком). 5. Под ноги рекомендуется поместить массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетенный из деревянных шариков («бусинок»). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме недопустимо! (это мы планируем вопло-тить в жизнь в ближайшее время). 6. При использовании настольной ростомерной конторки необходимо помнить, что она всегда ставится на противоположную от окна половину стола. В этом случае стоящий за конторкой не заслоняет свет рядом сидящему за столом. 7. При планировании и проведении урока, учителю необходимо продумывать расположение на доске наглядного материала или записей таким образом, чтобы стоящие за конторкой дети не загора-живали обзор сидящим за партой, или исправлять ситуацию по ходу урока, меняя позы детей по своему усмотрению. С целью расширения зрительного горизонта, используются задания в режиме постоянного поиска наглядного материала, активизирующих деятельность учащихся. 8. Предлагаются следующие варианты расстановки рабочих столов (конторок). Безусловно, опреде-ленные ограничения могут накладывать размеры классной комнаты и число учащихся. Эффективным является режим, при котором расстановка столов (конторок) меняется 1-2 раза в месяц. О результатах говорить пока рано. В начале учебного года проведен полный медицинский осмотр уча-щихся в классах, в которых внедряется данная технология. Выделены два показателя: зрение и осанка. Плани-руется ежегодное обследование и наблюдение по данным показателям, что позволит сделать выводы об эф-фективности внедрения технологии. Но уже сейчас опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности, снижается утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей. Они растут стойкими, способными преодолевать жизнен-ные испытания. И я уверена, такие люди выстоят. А это, согласитесь, немаловажно. Единственная здоровьесберегающая технология: • признана научным открытием Академией медицинских наук; • защищена патентами и авторскими правами; • одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН; • утверждена Правительством как общая федеральная программа 1989 г.; • прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ; • имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ; • позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника; • дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.
|