Разработка урока по теме "Деление десятичных дробей" (5 класс)
Учитель: Серединская Н.И. Школа: № 28, г. Балаково Предмет: математика Учебный план – 5 часов в неделю Класс: 5 Тема: Деление десятичных дробей. Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: ввести правило деления десятичных дробей, закрепить знания, умения и навыки по данной теме. Задачи:
образовательные: закрепить вычислительные навыки решения задач стандартного типа в устной работе и сформировать навыки деления десятичных дробей;
развивающие: развивать мыслительную деятельность, интуицию, мотивацию практической значимости данной темы, культуру математической речи;
воспитательные: продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля учащихся, коммуникативных навыков, культуры умственного труда, эстетических навыков оформления записи на доске и в тетради.
Этапы урока и их содержание
Время (мин)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный
1
Организационная
Сообщают об отсутствующих
II.Устная работа.
Гонки – лабиринт (учащимся предлагается самим определить тему урока, для этого необходимо решить примеры. Ответ предыдущего задания является началом следующего задания). Приложение 1
9
Следит за правильностью выполнения устного задания
Принимают активное участие в решении устных упражнений.
III. Постановка цели.
2
Сообщает тему и цель урока
Внимательно слушают и записывают в тетрадь.
IV. Объяснение нового материала
Задача. «Всаднику нужно преодолеть расстояние в 2,72 км. Сколько времени ему потребуется, чтобы победить в скачках, если его скорость 0,8 км в час?»
Затем учитель объясняет деление десятичных дробей на конкретных примерах, используя правило.
12,096 : 2,24 =5,4
4,5 : 0,125 = 36
9
Перед учащимися ставится проблема: «Как выполнить деление десятичных дробей?»
Внимательно слушают и записывают в тетрадь.
V. Оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач.
*Для учащихся, работающих самостоятельно, предлагается выполнение дополнительного № 1451. Такие учащиеся получают оценки.
9
Вызывает 2-х человек к доске для решения примеров. В процессе решения следит за верностью рассуждений, при необходимости задаёт наводящие вопросы. Дополнительные вопросы: 1.Сформулируйте правило умножения десятичных дробей. 2. Сформулируйте правило умножения десятичных дробей на 0,1; 0,01 и т.д. 3.Как делят десятичную дробь на натуральное число? 4.Как разделить десятичную дробь на 10; 100 и т.д.?
2 ученика работают на доске, остальные учащиеся работают в тетрадях, сверяются и контролируют решение на доске.
VI. Контроль сформированности умений и навыков решения примеров по данной теме
Программированная самостоятельная работа. 6, 944 : 3,2 Л 0,0456 : 3,8 Е 0,182 : 1,3 Й 131, 67 : 5,7 Б 6,36 : 0,12 Н 14,976 : 0,72 И 24, 48 : 4,8 Ц Историческая справка об Готфриде Вильгельме Лейбнице.
11
Оказывает консультативную помощь тем учащимся, у которых возникли проблемы при решении примеров
Самостоятельно решают в тетрадях, прибегая по необходимости к консультативной помощи учителя.
VII. Подведение итогов урока.
Т.о., ребята, где и для чего можно применить деление десятичных дробей? Задания на деление десятичных дробей занимают важное место в курсе «Математика,5». Такого рода задания развивают вычислительные навыки, а также включены в контрольную работу, которая состоится в конце изучения раздела.
2
После подведения итога учащимися, сам подводит итог.
Некоторые из учащихся подводят итог урока, чему научились на этом уроке, остальные внимательно слушают и дополняют.
VII. Определение и разъяснение домашнего задания.(дифференцированное домашнее задание) П. 37 (выучить правило деления десятичных дробей) № 1483 №1485 №1479 (по желанию)
2
Поясняет домашнее задание, обращая внимание учащихся на то, что оно аналогично заданиям, решённым на уроке. Задание №3 необязательно, оно будет оцениваться дополнительно.