В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что целью становится не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную социальную адаптацию. В своей работе я уделяю большое внимание развитию учебно-познавательных компетенций учащихся, включая в процесс обучения элементы семинарских занятий. Семинарское занятие я рассматриваю как органическое сочетание совместной работы преподавателя и обучающихся в виде диспутов и сообщений. Основной целью семинарских занятий является творческое развитие мыслительных способностей обучающихся. Задачи семинарских занятий: формирование умений самостоятельной работы с учебной и справочной литературой; овладение научным аппаратом составления и оформления сообщений; развитие интереса к науке и научным исследованиям; формирование способностей устного и письменного изложения своих мыслей; развитие критического мышления и способностей защиты своих взглядов и убеждений. Функции семинарских занятий: систематизация, конкретизация и углубление ранее полученных знаний; развитие навыков исследовательской работы, способностей добывать необходимые знания из различных источников. В своей практике я применяю элементы таких семинарских занятий, в которых учащиеся делают сообщения по определённым темам, а затем эти сообщения обсуждаются и оцениваются всеми участниками семинара. Подготовку к уроку с элементами семинарских занятий я осуществляю в следующей последовательности: 1. Выбор темы. 2. Сообщение цели занятия. 3. Сообщение рекомендуемых источников информации. 4. Определение характера, порядка и длительности выступления. 5. Определение критериев оценки выступления; 6. Определение действий учащихся, слушающих выступления. Положительными моментами таких занятий считаю: 1. Заинтересованность учащихся в результатах своего труда. 2. Создание «ситуации успеха» для каждого учащегося. 3. Развитие коммуникативных компетенций. 4. Создание условий для развития познавательных компетенций учащихся. В качестве примера хочу предложить урок физики в 9 классе по теме: «Успехи и проблемы электроэнергетики». За две недели до проведения урока, учащимся были предложены следующие темы для сообщений: Геотермальная энергия Ветроэнергетика Гелиоэнергетика Энергия мирового океана Энергия биомассы Энергия морских приливов Перспективы использования энергии термоядерных реакций. Работы должны быть представлены в форме презентаций. Основной целью данного урока было рассмотрение альтернативных источников энергии. Урок я начала с беседы об успехах мировой энергетики, отметив, что в мире существует около 420 атомных реакторов. У нас в стране 14% всей энергии вырабатывается АЭС. Основными источниками энергии, также являются тепловые электростанции, использующие полезные ископаемые, и гидроэлектростанции, работающие на энергии потока воды. Учащимся для обсуждения были предложены вопросы: 1.Почему ядерная энергетика развивается опережающими темпами по сравнению с другими видами энергии? 2.Назовите три основные проблемы современной атомной энергетики и приведите примеры их решения. 3. С какими проблемами охраны здоровья людей связано использование ядерной энергетики в мирных целях? 4.В связи, с чем в середине XX века возникла необходимость нахождения новых источников энергии? Подводя итоги обсуждения отмечаю, что во второй половине XX века экологи планеты серьезно обеспокоились проблемами, связанными с привычными способами добычи электроэнергии – уничтожением экосистем гидроэлектростанциями, утилизацией радиоактивных отходов АЭС. Ситуацию усугубляет тот факт, что запасы ископаемых источников энергии (нефть, газ), цены на которые растут не по дням, а по часам, через пару десятков лет вовсе могут иссякнуть. Именно поэтому вторую часть урока я начала со слов: Американские индейцы, которые уважительно относились к природе, говорили: «Земля не принадлежит человеку, человек принадлежит Земле.…Все вещи взаимосвязаны, подобно крови, объединяющей одну семью. Человек не сплетал ткань жизни, он всего лишь прядь в ней. Все, что он причиняет этой ткани, он причиняет самому себе» По результатам беседы я подвожу учащихся к выводу о том, что увеличивающееся загрязнение окружающей среды, нарушение теплового баланса атмосферы постепенно приводят к глобальным изменением климата. Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов с всё нарастающей остротой показывают неизбежность перехода к нетрадиционным, альтернативным источникам энергии. Они экологичны, возобновляемы, основой их служит энергия Солнца и Земли. В качестве подтверждения учащиеся представляют свои работы (презентации прилагаются), которые оцениваются остальными учениками. Результаты оценивания заносятся в заранее приготовленные таблицы. №п/п Тема презентации Количество баллов Доступность содержания Наглядность Эстетичность Итого Критерии оценивания: каждая категория 0-5 баллов. По окончании выступлений я собираю таблицы, итоговую оценку выступавшим выставляю с учётом выставленных баллов. В завершающей части урока предлагаю написать мини-сочинение на тему: «Использование какой энергии я бы предложил для электростанций будущего?» Такая форма работы вызывает у учащихся большой интерес, способствует формированию навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации, побуждает к высказыванию своего мнения по достаточно сложным научно-техническим проблемам.
|