Разработка урока по теме "Мир европейского Средневековья"
Цели и задачи : - закрепить знания учащихся о европейском средневековье; - совершенствовать умение анализировать события и факты истории; - формировать умение самостоятельно делать выводы; - развивать коммуникативные умения при работе в группах; - стимулировать развитие интереса к изучению истории средневековых государств. Опережающее задание: подготовить презентации: "Средневековый замок и рыцари” "Средневековая деревня и ее обитатели” "Средневековый город и горожане” Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями ; кроссворд; мультимедиапроектор; компьютеры .
Ход урока. I. Ролик о средневековье. (Приложение № 1) Ребята, какая эпоха здесь представлена? Средние века в мировой истории насчитывают 1000 лет. Они оставили нам чудесные картины, памятники литературы, архитектурные сооружения, основали королевские династии. Иногда поступки людей, живших в средние века - образец для подражания. Иногда - повод для раздумья, предостережение, а то и пример, достойный отрицания. Но независимо от того, как мы оцениваем это время сегодня, знать о нем должен каждый культурный человек. II. Сообщение целей и задач. Сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний и проведем мы его в форме рыцарского турнира. Это не обычный турнир, он интеллектуальный. Турнир будет длиться урок, после чего мы узнаем имена победителей. Награда за победу - хорошие оценки. Итак, мы начинаем! Первый тур : III. Блиц - опрос. (I уровень) Ваша задача дать четкие ответы на поставленные вопросы. 1. Как называлось земельное владение, за которое несли военную службу? 2. Для чего феодалы строили замки? 3. Что входило в вооружение рыцаря? 4. Кто был самым грамотным в средние века? 5. Как называется военное состязание рыцарей? 6. Назовите место, где проходили религиозные службы. 7. Как называется самая высокая и большая башня в замке феодала? 8. Назовите место за городской стеной, где селились люди. 9. Как называли сыновей рыцарей, которые прислуживали сеньору и его жене? 10. Кто , кроме рыцарей и баронов , владел землей в средние века? 11. Что такое сословия? 12. Оброк - это ... 13. Как называется союз мастеров одной специальности? 14. Барщина - это ... 15. Люди , посвятившие свою жизнь служению богу - это ? 16. Тонко выделанная телячья или овечья шкура, которая служила материалом для письма - это ? 17. Хроники - это ... 18. Люди, которые давали деньги в долг под проценты - ? 19. Города, которые сумели добиться самоуправления -? 20. Устав - это ... 21. Объединения купцов - ? 22. Ремесленник, не владевший собственной мастерской и работавший по найму 23. Меняла - это ... 24. Ежегодный торг, в котором участвовали купцы из разных городов-? 25. Ратуша - это ... 26. Помещение, в котором работали средневековые ремесленники-? 27. Рубашка, сплетенная из железных колец-? Молодцы, вы хорошо справились с первым туром. За ответы вы получали фишки, количество которых поможет нам распределиться в группы. Я предла-гаю сделать это следующим образом: I группа - 2 и более фишек, II группа - 1 фишка, III группа - те, которые не получили фишки. Итак, в результате блиц - опроса у нас выделились 3 группы. IV. Работа в группах подразумевает разноуровневые задания 4.1. Компьютерное тестирование (I уровень) в программе «Оболочка» 4.2 Задание на расширение знаний (II уровень) Предварительная беседа на расширение понятий "герб”, "девиз” - Мы знаем, что отличительной особенностью рыцаря был герб. В переводе с не-мецкого слово герб означает "наследство”. О каком наследстве идет речь? - Для чего был нужен герб? - Что изображали на гербах? - Что это означало? - Куда помещались гербы?
Сейчас я раздам вам образцы гербов.(Приложение № 2) Вы должны придумать девиз, который бы отображал изображение и подчеркивал отличительную черту феодала, которому принадлежал этот герб. Молодцы! Очень интересные ответы. 4.3 задания на применение знаний (III уровень) 1-я группа - " Неоконченное предложение” (Приложение № 3). 2-я группа - . Анализ документа (Приложение № 4). 3-я группа - Компьютерное тестирование (Приложение № 5).
V . Творческое задание - презентация. (IV уровень) К сегодняшнему дню вы подготовили творческие работы, результаты которых представлены в форме презентации. Некоторые из них сейчас будут представ-лены. После каждого выступления , я буду задавать вопросы, ответы на которые мы будем заносить в кроссворд. (Приложение № 6). Если вы верно ответите на вопросы , то в кроссворде появится слово, которое является ключевым на нашем уроке.
"Средневековый замок и рыцари”(Приложение № 7).
Вопросы: 1. Отличительный признак , по которому можно было узнать рыцаря (13) 2. Военное сословие в средневековой Европе (2) 3. Военный поединок рыцарей (5) 4. Земельное владение , за которое несли военную службу (4) 5. Каждый "младший” на феодальной лестнице по отношению к "старшему” (11) 6. Каждый "старший” на феодальной лестнице по отношению к "младшему” (3) 7. Организация, которая владела земельными наделами (8)
"Средневековая деревня и ее обитатели”(Приложение № 8).
Вопросы : 1. Обязанность крестьян отдавать феодалу часть урожая, а так же все то, что добыто охотой и собирательством (10) 2. Те , кто составлял большинство населения в средневековой Европе (12)
"Средневековый город и горожане”(Приложение № 9).
Вопросы: 1. То, что производил ремесленник на продажу (7) 2. Правила, обязательные для всех членов цеха (1) 3. Союз мастеров - ремесленников одной специальности (6) 4. Люди, которые давали деньги под процент (9)
Ответы фиксируются на доске (кроссворд) .В результате в выделенных клетках получается слово "средневековье” . VI. Подведение итогов . Итак, все туры нашего состязания пройдены успешно. Вы доказали, что вы - настоящие интеллектуалы. Я очень довольна вашей работой. Спасибо вам за активность. За работу на уроке я поставила следующие оценки: "5” за подготовку и представление презентаций и самым активным участникам турнира (...) VII. Домашнее задание. Предлагаю вам сделать проект на тему "Роль средневековья в мировой истории”. Это задание могут выполнить желающие. Те, кто пока не готов к такой работе, напишите мне письмо о своем путешествии в Средние века.