Информатизация образования стала одним из
приоритетных направлений. К компьютерным урокам относятся такие уроки, на которых освоение
темы полностью или частично осуществляется посредством компьютера.
Компьютер при
этом может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями:
как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения,
источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценивания
качества обучения.
Эксперты давно заметили по результатам многочисленных
экспериментов отчетливую связь между методом, с помощью которого учащийся
осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в
памяти.
Например, только четверть услышанного
материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот
материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до
одной трети.
При комбинированном воздействии (через
зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь
учащегося в процессе изучения в активные действия, то доля усвоенного может
составить 75%.
Презентации предназначены для повышения эффективности
учебного процесса, а также повышения
доступности учебного материала для обучаемых за счет наглядности, удобной
навигации, интерактивности, большого объема информационных ресурсов;
Медиапрезентации рассчитаны на любой
тип восприятия информации. Для каждой категории людей (визуалов, аудиалов,
кинестетиков и дискретов) на одном слайде может находиться информация, которая
ими лучше запоминается.
Считаю, что сформировать глубокие
познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не
нужно. Но ,стараюсь, чтобы всем моим ученикам на каждом уроке технологии было
интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом
перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.
В этом плане особое место принадлежит такому
эффективному методическому приему, как занимательность. Он состоит в том, что
учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство
удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, что способствует
созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной
мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.
Формы
и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока,
от цели, которая ставится на уроке.
Использование
мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на
любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного
проектора на экране.
Презентации применяются при:
·
освоении нового материала,
·
закреплении изученного материала,
·
контроле знаний.
Можно выделить четыре основные цели презентации
Во-первых:
сообщить
информацию. При изучении нового материала
использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал.
В качестве примера можно
привести цикл презентаций по материаловедению учителя Кулдымовой Людмилы
Даниловны, презентацию «Лоскутная техника», выполненную учителем Паршиной
Еленой Николаевной.
Главная задача любого
урока, а значит и всех его моментов, включая и демонстрацию презентации –
научить. В данном случае презентация поэтапно рассказывает, что и как надо
делать. Это презентация «Как встретить гостей» учителя Коротковой Аллы
Геннадиевны, презентации по кулинарии учителя Капаевой Светланы Владимировны. А презентация «Салфетки» учителя Суворовой
Любови Николаевны как инструкционная карта показывает все этапы приемов
складывания салфеток.
Следующая
задача презентации - создать мотивацию. Презентации, способные удивить,
заинтересовать и увлечь детей были созданы учителем Чеверда Татьяной Ивановной
и Сычевой Светланой Николаевной и посвящены искусству вышивки.
Для снятия напряжения, переключения внимания, особенно
когда урок проходит в конце учебного дня, используем презентации, способные
развлечь. Например, при подготовке к классному часу по правилам дорожного
движения мы с учениками выполнили презентацию, содержащую много картинок
клип-арт.
Использование презентаций позволяет оптимизировать затраты
ресурсов обучаемых, преподавателя и должно быть ориентировано на увеличение
доли самостоятельной интеллектуальной работы обучаемых.
Презентации по результатам выполнения учащимися индивидуальных
и групповых проектов позволяют нам удачно решать эту задачу. В качестве
примера приведу презентации, выполненные моими учениками по курсу «Секретарское
дело». Здесь продуктом работы учащихся являются сами мультимедийные
презентации. Наиболее удачные ученические работы могут служить полноценным
учебным пособием.
Для сопровождения собственного доклада ученики также могут готовить презентации. Мы их
можем увидеть не только на уроках, но и на конференциях и конкурсах ученических
работ. Например, подготовленные моими юными проектировщиками презентации
«Славное наследие братьев Маминых», «По знакомым улицам, по родным местам…»,
«Экологическое бюро».
Внедрение
в практику уроков с использованием презентаций Microsoft Power Point позволяет
удачно сочетать информационные технологии с технологией сотрудничества учителя
и учеников и технологией групповой работы.
Презентации позволяют учителю использовать на уроке разные
формы обучения и виды деятельности для развития различных видов мышления.
Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность,
избежать формального подхода к проведению уроков.
По сравнению с традиционной формой ведения
урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование
презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить
для дополнительного объяснения материала.
Обучение с использованием средств ИКТ
позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств
личности, как активность, самостоятельность, креативность, способность к
адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных
способностей и формирования информационной культуры личности.
(Выступление
сопровождается презентацией)
Список
литературы и интернет-ресурсов Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных
учебников и обучающих систем.– М.: Информационно-издательский дом «Филинъ»,
2003.
Елизаветина Т.М. Компьютерные презентации: от риторики
до слайд-шоу. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.
Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя. –
СПб.: БХВ-Петербург, 2003. http://v2.openclass.ru/io/1/metody Презентация к выступлению
|