Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 03:48

Сайт РРЦ НО г. Балаково

Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт
Меню сайта
Форма входа
События

Методическая копилка

Главная » Статьи » Методическая копилка » Технология

Нравственные и эстетические понятия - основа школы жизни


 

           Наше настроение и самочувствие во многом зависит от отношения к нам окружающих людей. Без воспитания подрастающего поколения на должном уровне, у России нет  будущего.

         Проблема на сегодняшний день не только не устарела, она стала еще актуальнее и будет таковой еще долго, а может быть всегда. Родителям  некогда воспитывать детей, и это понятно, они заняты добыванием материальных благ для семьи. Дети предоставлены, в лучшем случае школе, в худшем, улице или самим себе. Это опасно и плохо. Кто станет кумиром ребенку? Никогда не забываю слов великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, и как можно больше добра».  (Слайд 2)

          Поэтому, первые уроки каждого сентября, посвящаю изучению с учащимися такой  актуальной темы нашего времени, как ЭТИКЕТ. НРАВСТВЕННЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ. Считаю ее, основой основ в успешном изучении разделов и тем предмета  «Технология», а также всех других общеобразовательных дисциплин тоже. Уроки по данной теме, убеждена, являются   школой   жизни, служащей воспитанию самых лучших качеств современного человека, тем более подростка, в равной степени, как для девочки, так и для мальчика.

         Цель занятий: Сформировать у детей представления о нравственных нормах общения, выработать навыки этического поведения, эстетического вкуса основанных на уважительном отношении к традициям и обычаям общения, гостеприимства пришедшим к нам из далекого прошлого. (Слайд 3)

Задачи:                                                                                                         

     1   Выработать критерии оценки воспитанного человека.   

2       Закрепить навыки этичного поведения  с помощью различных элементов деятельности.

3       Выработать стремление осознать себя личностью, потребность к самовоспитанию, самосовершенствованию через самопознание. (Слайд 4)

Уроки этикета провожу с девочками 5-8 классов. В 10 классе два года вела элективный курс «Основы делового общения» совместно, для  мальчиков и девочек.  

         За прошедшие годы работы, выработался алгоритм по изучению данного раздела. (Слайд 8. Таблица для заполнения).  Накоплен довольно большой дидактический материал, в виде: карточек-заданий к игровым сюжетам и сообщениям (Слайд  9, 10 ), я еще вернусь к этому,  рисунков (Слайд 11, 12, 13), кроссвордов составленных не только мной, но и уже в большей степени, детьми (Слайды 14, 15)  В качестве наглядности, использую иллюстрации картин «Домашний музей» (Слайд 16),  пословицы и поговорки, раскрывающие сущность человека (Слайд  17 ), часто обращаюсь к миру мудрых мыслей. Предлагаю детям подумать над высказываниями великих людей  и высказать свое мнение.

 (Слайд  18 )

Дети, как известно, любят играть с раннего возраста. Через игру всегда легче воспринимают новую информацию, довольно легко ее запоминают, если это не сложно и не скучно. Сюжеты ролевых игр просты, похожи на реальные, и конечно же, доступные для понимания ребенка. Скучно бывает тогда, когда сам являешься только лишь пассивным зрителем. Здесь должно быть постоянное передвижение - зрители легко должны превращаться в актеров, актеры в зрителей.

Учитывая это, при изучении вежливости от «А» до «Я», предоставляю каждому ребенку возможность проявить свой талант в полной мере, причем каждый успевает  проигрывать  несколько сюжетов за урок. Желающих играть всегда хоть отбавляй, кто в таком возрасте не мечтает стать артистом? 

Сюжеты самые разные: знакомство и приветствие,  отношения людей в семье, с соседями, животными, с друзьями и подругами, в школе, транспорте, на улице и в магазине, кинотеатре, на выставке, на природе и так далее.  Каждый вариант поведения человека в той или иной ситуации мы вместе с актерами и зрителями рассматриваем, обсуждаем, анализируем, прошу детей высказать свое мнение, делаем выводы, то есть,  вместе решаем проблему.  

 ( Слайды 19, 20)

Свое отношение к окружающему миру учащиеся высказывают в своих рисунках. Их рисунки непосредственны, откровенны, порой с легкой долей юмора, рассказывающие о их же недостатках.  Дети представляют их сами, причем это они делают с удовольствием. Зрители, также как при игре, активно высказывают свое мнение по поводу того, что хотел нам рассказать юный художник, затем в конце дискуссии слово предоставляется ему самому, он или соглашается с мнением присутствующих или высказывает свое.

В добром отношении с учащимися, в общении с ними, открываешь в них скрытый талант, талант творчества изобретательности и фантазии. Оказывается кто-то из них врожденный художник – модельер. Пример: уже бывшие ученицы: Савкина Ольга, Волкова Светлана, Иванова Катя, Лена Свиридова, Лукьянова Аня.  После уроков об эстетическом воспитании, стали создавать эскизы моделей одежды, обуви, платков, украшений. Результат их совместной работы – замечательный проект: «Элементы народного стиля в гардеробе современной девушки». Одна из них, самая младшая. Иванова Катя – заканчивает, институт легкой промышленности. Она будущий дипломированный художник – модельер. (Слайд 21)

 Опыт поведения детей, за время  изучения темы «Этикет», успевает накапливать соответствующие навыки, приемы по отношению к окружающему миру, и это в какой – то мере, влияет не только на выбор темы проекта, где затрагиваются различные аспекты жизни человека, но и а в дальнейшем - на выбор профессии.. Пример: «СПИД. Это касается каждого», авторами которого являются учащиеся 8 класса Б - Лябикова Татьяна, Гурова Екатерина, Салеева Юлия. Данный проект был заявлен в 2009 году, в секции «Актуальные проблемы в науках о природе и человеке» в ЛИЕН,  города Саратова на международной научно – практической конференции, тема которой: «От школьного проекта – к профессиональной карьере». (Слайд 22) Девочки провели большую исследовательскую работу. Они, насколько позволяет им их возраст, решили как можно больше узнать о чуме 21 века – СПИДе и постараться с помощью полученных из достоверных источников знаний, уберечь от этой страшной болезни не только себя, но и  родственников, знакомых, одноклассников, подруг, друзей и даже своих будущих детей.. Где пришлось им побывать, с кем  встречались, у кого брали интервью, с кем беседовали – обо всем они рассказали в своем проекте, а затем и защитили его с достоинством. Сейчас продолжают работать над данной проблемой и стали волонтерами не только сами, но других ребят привлекают к здоровому образу жизни. Таня Лябикова хочет, и я думаю у нее задуманное получится, стать врачом.  Это ли не результат нравственного воспитания и не школа жизни? 

Современное общество, нравственное и эстетическое воспитание – не разделимы.

«Человек есть не что иное, как ряд его поступков».

                                                                           Гегель  

 

Список литературы:

 

     1  Этикет. Н.И. Ушаков, Е.В. Романова. – М.:                            Издательство «Лукоморье»,  Москва 1993 год.

     2  Этикет и мы. Н.М. Гончарова. – Издательство «МК-             Сервис», Москва , 1993 год.

     3  Все об этикете. М.И. Крохина, А.Л. Крупенин –                   Издательство «Феникс», Ростов - на- Дону    1996 год.

4       Этические диалоги с учениками 5-7 классов. А.И. Шемшурина, издательство «Школа- пресс», Москва 1998 год. Книги 1, 2.

 Приложение:

1. Разработка урока технологии в 5 классе по теме "Нравственные понятия" смотреть

2. Презентация к лекции смотреть

Категория: Технология | Добавил: sklemina (04.02.2010)
Просмотров: 1190 | Теги: методическая разработка, фестиваль | Рейтинг: 2.7/3
О погоде
GISMETEO: Погода по г.Балаково
Поиск по сайту
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 497
Категории раздела
Химия [2]
Математика [4]
Русский язык и литература [3]
Физика [4]
Биология [0]
История и обществознание [4]
Воспитательная работа [5]
Учителю начальных классов [30]
Технология [6]
Иностранные языки [4]
Дошкольное образование [11]
Бинарные уроки и мероприятия [2]
Физическая культура [2]
Музыка [2]
Информатика и ИКТ [2]
МХК [1]
ОЗОЖ [0]
ОБЖ [0]
Внедрение ФГОС [1]
Здоровьесберегающие технологии [13]
Статистика
Наш сайт посетили
установить счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz