Наше настроение и самочувствие во
многом зависит от отношения к нам окружающих людей. Без воспитания
подрастающего поколения на должном уровне, у России нет будущего.
Проблема на сегодняшний день не только не устарела, она
стала еще актуальнее и будет таковой еще долго, а может быть всегда.
Родителям некогда воспитывать детей, и
это понятно, они заняты добыванием материальных благ для семьи. Дети
предоставлены, в лучшем случае школе, в худшем, улице или самим себе. Это
опасно и плохо. Кто станет кумиром ребенку? Никогда не забываю слов великого
русского писателя Л. Н. Толстого: «Из
всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла, и как можно больше добра». (Слайд 2)
Поэтому, первые уроки
каждого сентября, посвящаю изучению с учащимися такой актуальной темы нашего времени, как ЭТИКЕТ.
НРАВСТВЕННЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ. Считаю ее, основой основ в успешном
изучении разделов и тем предмета «Технология», а также всех других
общеобразовательных дисциплин тоже. Уроки по данной теме, убеждена,
являются школой жизни, служащей воспитанию самых
лучших качеств современного человека, тем более подростка, в равной степени,
как для девочки, так и для мальчика.
Цель занятий: Сформировать
у детей представления о нравственных нормах общения, выработать навыки
этического поведения, эстетического вкуса основанных на уважительном отношении
к традициям и обычаям общения, гостеприимства пришедшим к нам из далекого
прошлого. (Слайд 3)
Задачи:
1 Выработать
критерии оценки воспитанного человека.
2
Закрепить навыки этичного поведения с помощью различных элементов деятельности.
3
Выработать стремление осознать себя личностью, потребность
к самовоспитанию, самосовершенствованию через самопознание. (Слайд 4)
Уроки
этикета провожу с девочками 5-8 классов. В 10 классе два года вела элективный
курс «Основы делового общения» совместно, для
мальчиков и девочек.
За прошедшие
годы работы, выработался алгоритм по изучению данного раздела. (Слайд 8.
Таблица для заполнения). Накоплен
довольно большой дидактический материал, в виде: карточек-заданий к игровым сюжетам
и сообщениям (Слайд 9, 10 ), я еще
вернусь к этому, рисунков (Слайд 11, 12,
13), кроссвордов составленных не только мной, но и уже в большей степени,
детьми (Слайды 14, 15) В качестве
наглядности, использую иллюстрации картин «Домашний музей» (Слайд 16), пословицы и поговорки, раскрывающие сущность
человека (Слайд 17 ), часто обращаюсь к миру мудрых мыслей. Предлагаю детям
подумать над высказываниями великих людей
и высказать свое мнение.
(Слайд 18 )
Дети, как
известно, любят играть с раннего возраста.
Через игру всегда легче воспринимают новую информацию, довольно легко ее
запоминают, если это не сложно и не скучно. Сюжеты ролевых игр просты, похожи
на реальные, и конечно же, доступные для понимания ребенка. Скучно бывает
тогда, когда сам являешься только лишь пассивным зрителем. Здесь должно быть
постоянное передвижение - зрители легко должны превращаться в актеров, актеры в
зрителей.
Учитывая
это, при изучении вежливости от «А» до «Я», предоставляю каждому ребенку
возможность проявить свой талант в полной мере, причем каждый успевает проигрывать
несколько сюжетов за урок. Желающих играть всегда хоть отбавляй, кто в
таком возрасте не мечтает стать артистом?
Сюжеты самые
разные: знакомство и приветствие,
отношения людей в семье, с соседями, животными, с друзьями и подругами,
в школе, транспорте, на улице и в магазине, кинотеатре, на выставке, на природе
и так далее. Каждый вариант поведения
человека в той или иной ситуации мы вместе с актерами и зрителями
рассматриваем, обсуждаем, анализируем, прошу детей высказать свое мнение,
делаем выводы, то есть, вместе решаем
проблему.
( Слайды 19, 20)
Свое отношение
к окружающему миру учащиеся высказывают в
своих рисунках. Их рисунки
непосредственны, откровенны, порой с легкой долей юмора, рассказывающие о их же
недостатках. Дети представляют их сами,
причем это они делают с удовольствием. Зрители, также как при игре, активно
высказывают свое мнение по поводу того, что хотел нам рассказать юный художник,
затем в конце дискуссии слово
предоставляется ему самому, он или соглашается с мнением присутствующих или
высказывает свое.
В добром
отношении с учащимися, в общении с ними, открываешь в них скрытый талант,
талант творчества изобретательности и фантазии. Оказывается кто-то из них
врожденный художник – модельер. Пример: уже бывшие ученицы: Савкина Ольга,
Волкова Светлана, Иванова Катя, Лена Свиридова, Лукьянова Аня. После уроков об эстетическом воспитании,
стали создавать эскизы моделей одежды, обуви, платков, украшений. Результат их
совместной работы – замечательный
проект: «Элементы народного стиля в гардеробе современной девушки». Одна из
них, самая младшая. Иванова Катя –
заканчивает, институт легкой промышленности. Она будущий дипломированный
художник – модельер. (Слайд 21)
Опыт поведения детей, за время изучения темы «Этикет», успевает накапливать
соответствующие навыки, приемы по отношению к окружающему миру, и это в какой –
то мере, влияет не только на выбор темы проекта, где затрагиваются различные
аспекты жизни человека, но и а в дальнейшем - на выбор профессии.. Пример: «СПИД. Это касается каждого», авторами
которого являются учащиеся 8 класса Б - Лябикова Татьяна, Гурова Екатерина,
Салеева Юлия. Данный проект был заявлен в 2009 году, в секции «Актуальные
проблемы в науках о природе и человеке» в ЛИЕН, города Саратова на международной научно –
практической конференции, тема которой: «От школьного проекта – к профессиональной
карьере». (Слайд 22) Девочки провели большую исследовательскую работу. Они,
насколько позволяет им их возраст, решили как можно больше узнать о чуме 21
века – СПИДе и постараться с помощью полученных из достоверных источников
знаний, уберечь от этой страшной болезни не только себя, но и родственников, знакомых, одноклассников,
подруг, друзей и даже своих будущих детей.. Где пришлось им побывать, с
кем встречались, у кого брали интервью,
с кем беседовали – обо всем они рассказали в своем проекте, а затем и защитили
его с достоинством. Сейчас продолжают работать над данной проблемой и стали
волонтерами не только сами, но других ребят привлекают к здоровому образу
жизни. Таня Лябикова хочет, и я думаю у нее задуманное получится, стать врачом.
Это ли не результат нравственного
воспитания и не школа жизни?
Современное общество,
нравственное и эстетическое воспитание – не разделимы.
«Человек есть не что иное, как ряд его поступков».
Гегель
Список литературы:
1 Этикет. Н.И. Ушаков, Е.В. Романова. – М.:
Издательство «Лукоморье», Москва 1993
год.
2 Этикет и мы. Н.М. Гончарова. – Издательство
«МК- Сервис», Москва , 1993 год.
3 Все об этикете. М.И. Крохина, А.Л. Крупенин –
Издательство «Феникс», Ростов - на- Дону 1996 год.
4 Этические диалоги с
учениками 5-7 классов. А.И. Шемшурина, издательство «Школа- пресс», Москва 1998
год. Книги 1, 2.
Приложение: 1. Разработка урока технологии в 5 классе по теме "Нравственные понятия" смотреть
2. Презентация к лекции смотреть
|