План 1. Просвещение родителей через родительские собрания. 2. Родительское собрание – один из органов управления образовательным учреждением.
3. Функции родительского собрания.
4. Формы проведения родительского собрания.
5. Правила проведения родительского собрания. 6. Заповеди семейного воспитания через родительские собрания. Социальные изменения, произошедшие в последние годы в образовании, и ориентация на принятие школами моделей профильного обучения диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями учеников. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач.
Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребенка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако, не все родители открыты для такого разговора и сотрудничества. Причин этому немало:
- пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;
- следование сложившимся стереотипам воспитания, моделям, привнесенным из собственного детства;
- непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней;
- ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.
Все перечисленное позволяет предположить, что именно родительское собрание, построенное на новых, диалогических основаниях, способно стать отправной точкой для выстраивания партнерских отношений. Нельзя забывать, что учитель вместе с родителями делает одно и очень важное дело – образование и воспитание детей. Родительское собрание сегодня, во-первых, одна из форм педагогического просвещения родителей и взаимодействия школы и семьи, во-вторых, родительское собрание реализует определенное законом право родителей на участие в управлении школой. Совершенно очевидно, что традиционно сложившиеся формы проведения собрания (монолог, а не диалог, пассивность присутствующих, невостребованность их родительского и жизненного опыта) себя изжили.
Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения. Это возможно при условии создания атмосферы доверия и благожелательности, при которых главными являются интересы детей. Обсуждение необходимо строить на диагностических основаниях, которые обеспечивают объективность информации и создают предпосылки для выявления подлинных причин событий и явлений.
Таким образом, родительское собрание является органом, обеспечивающим включение родителей учащихся начальной школы в управление образовательным учреждением. Собрания призваны ознакомить родителей с принятыми в школьном коллективе и заложенными в концепции развития образовательного учреждения ценностями и приоритетами. Встречи с родителями, их одобрение и поддержка помогают школе утвердиться в правильности выбранных направлений развития и успешнее конкурировать с другими школами на рынке образовательных услуг.
Функции родительского собрания
на начальной ступени обучения.
1. Информационная функция
Реализация этой функции предполагает, прежде всего, просвещение родителей по организации учебного процесса в школе (концепция развития образовательного учреждения, проекты, в которых участвует школа, внедряемые инновации).
2. Просветительная функция.
Она состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (её значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация этой функции предполагает такие формы, как семинары, педагогические практикумы, конференции, «круглые столы», дискуссии участников. Целесообразными на этом этапе организации встреч с родителями являются игровые формы взаимодействия: они снимают напряжение участников. Создают предпосылки для свободных высказываний, предполагают вариативность результатов поиска решений.
3. Обучающая функция.
Она состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком. Весьма значимой эта функция является для родителей первоклассников. Она предполагает: знакомство родителей со школой, знакомство с образовательной программой и ее ресурсным обеспечением; обсуждение вопросов участия родителей в жизнедеятельности школы и класса.
4. Консультационная функция.
Она предполагает методические и психологические консультации. Эта функция обеспечивает потребность участников в разрешении индивидуальных затруднений, нередко носящих экстренный, чрезвычайный характер, и предполагающих не только информационную, но и эмоциональную поддержку родителей. Для родителей младших школьников особенно важными представляются консультации психолога, которые учителю следует организовать.
5. Профилактическая функция.
Эта функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, снижением учебной мотивации, проблемами в общении, здоровье детей. Следует обратить внимание на необходимость бережного и очень осторожного обращения с заявлениями или всем известными затруднениями отдельных родителей. Недопустимы прямые обвинения, нотационные обращения, приказы и требования. На собрание в начальной школе следует выносить вопросы общего характера, а по отдельным проблемам необходимо работать индивидуально. Доверительность, сопереживание, оптимизм в видении перспективы ребенка составляют благополучную основу конструктивных контактов со всеми родителями независимо от степени успешности их детей.
6. Координационная функция.
Она состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса. На этапе начального обучения эта функция проявляется в основном в координации действий участников на уровне класса.
Формы проведения родительского собрания
традиционные нетрадиционные
(диалогические)
-лекции
-беседы
-вечер вопросов и ответов
-встречи со специалистами - семинары-практикумы
- тренинги
- деловая игра
- диспуты
- дискуссии
- презентации
- читательские конференции
- семейные клубы и гостиные
Структура традиционных родительских собраний имеет следующие элементы: объявление цели проведения, выступления, ответы на вопросы участников, принятие решений и рекомендаций. Главная роль - за учителем. Структура нетрадиционных собраний отмечается большим разнообразием, но объединяющим признаком при этом является большая активность родителей в процессе поиска решения проблемы. Эта форма родительских собраний мало распространена, но более желательна, прежде всего, с точки зрения продуктивности участников. Диспут, деловая игра, конференция, семинары-практикумы предусматривают высокую активность всех участников собрания.
Диспут, дискуссия, «круглый стол», предполагают обращение к проблемным темам, вызывающим противоречивые суждения родителей. Формулировки тем должны быть «острыми», «задевающими за живое». Например: «Бесконфликтное общение с ребенком миф или реальность?», «Почему ребенок не любит читать?», «Всегда ли родитель прав?», «Почему ребенок лжет?»
На подготовительном этапе формируются вопросы, список литературы, статьи из газет и журналов по теме обсуждения, хорошо провести интервьюирование, анкетирование.
Родительское собрание в форме деловой игры предполагает следующую последовательность:
- разъяснение смысла игры;
- формирование групп участников;
- распределение игровых ролей (например: «родитель», «школьник», «учитель», «директор» или «пессимист», «оптимист», «генератор идей» и т.д.)
- постановка задач группам;
- «мозговой штурм» (поиск варианта решения проблемы);
- предъявление результатов;
- выступление экспертов, формирование «конечного продукта» работы в виде памяток, предписаний, алгоритмов действий, советов родителям;
- рефлексия участников.
Родительская конференция является формой предъявления результатов семейного воспитания. Она сводится к следующим этапам:
Этап подготовки: определение темы, формулировка вопросов, выявление ценного родительского опыта и представление его в наглядном виде.
Этап проведения: пленарная часть (серия выступлений педагогов и родителей), работа участников по секциям с последующим обобщением информации и принятием рекомендаций.
Собрание в форме семинара-практикума проводится в три этапа:
Первый этап – вводный теоретический семинар по заявленной проблеме.
Второй этап – посещение открытых уроков, воспитательных мероприятий, консультаций.
Третий этап – рефлексия, обмен мнениями, принятие рекомендаций, алгоритмов, предписаний.
Правила проведения родительского собрания.
- Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне радуйтесь их появлению в классе. Вложите в слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» все сое обаяние и уважительность. Поздоровались, сделайте паузу, обведите взглядом присутствующих родителей. Произнесено только одно слово, а ведь оно таит огромный смысл «Я тебя вижу, ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего доброго: здоровья, мира, веселья, счастья».
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были мало знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(Владимир Солоухин
- Обязательно называйте родителей по имени и отчеству, не говорите «мама Васи Петрова». Иначе может создаться впечатление, что родители значимы для вас только в этой роли.
- На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке. А вот хвалите персонально и обязательно всех. Найдите несколько слов для каждого ребенка. Дети меняются, взрослеют, осваивают новые области. И часто успешнее чем, кажется на первый взгляд.
- Особенно полезно проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку. Выявление проблем должно быть конструктивным: вот есть проблема, для ее решения неплохо бы сделать то-то и то-то; со своей стороны я постараюсь, а вы со своей попробуйте.
- Когда родителям предлагается посильная и конкретная модель приложения своих родительских ресурсов, то отдача повышается, потому что пошаговые, целенаправленные действия всегда дают позитивные результаты. Здесь важно знать, с каким заданием родители справятся легко, какая работа им по силам.
- Старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.
- Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверных фактах, не поощряйте ябедничество.
- Говорите о конкретных фактах, старайтесь не употреблять выражения типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться». Выражайтесь ясно: «не сделал два домашних заданий по математике», «отказался отвечать на уроке русского языка», «не смог выполнить фонетический разбор».
- Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие.
- Заканчивая собрание, спросите себя: оправдались ли ваши ожидания? С каким чувством родители уходят домой?
Однако, все эти правила можно сформулировать гораздо короче: уважайте, доверяйте, помогайте, благодарите, объясняйте, спрашивайте, учитесь.
Очень важно правильно подготовиться к родительскому собранию, продумать все нюансы.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных передач и т.д.
2. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
3. Подготовьте визитки с именами родителей особенно в том случае, если они еще недостаточно знают друг друга.
4. Заранее обговорите правила для участников собрания. Например:
- снимать верхнюю одежду обязательно;
- не допускать молчания при обсуждении проблемы;
- отвергая предложение, необходимо вносить встречное;
- называть друг друга по имени и отчеству.
5. Необходимо беречь время людей, приглашенных на собрание.
6. Организуйте чай. Общение на собрании станет в этом случае более непринужденным.
7. Предварительно побеседуйте с родителями, на чей родительский и жизненный опыт вы непременно хотите опереться.
Родительское собрание можно совместить с каким-то воспитательным мероприятием: это поможет определить положительный эмоциональный фон собрания и объединить участников.
Почему же некоторые родители уже на начальной ступени обучения своего ребенка не посещают родительские собрания?
Большой ошибкой учителей является одна и также форма проведения родительских собраний: «отчитывание» «провинившихся» учащихся и их родителей, сбор денег на разные нужды, выяснение отношений между родителями, чьи дети обижают друг друга. Большой ошибкой учителей является обращение на собрании к болезненным проблемам и сложным для родителей и детей ситуациям. Такая практика порочна и недопустима. Говорить нужно о проблеме, а не о личностях. При этом очень важно отмечать успехи и резервы и быть оптимистичным в прогнозах в отношении перспективы ребенка.
Весьма целесообразно в качестве логического итога родительского собрания вручать родителям рекомендации, советы, памятки, алгоритмы действий, которые они обычно с большой благодарностью принимают.
Нельзя затягивать родительские собрания, ошибочно считая, что чем дольше, тем лучше. И то, что присутствующие не протестуют, вовсе не означает, что они готовы заседать до утра. Учителю необходимо следить за регламентом и укладываться в 1ч-1,5ч.
Таким образом, процесс подготовки к родительскому собранию и его проведение – это творческий поиск, основанный на признании прав родителей на участие в диалоге, на перспективной устремленности упреждающем характере планируемых действий, на психологической комфортности участников. И сколько бы таких собраний не провел классный руководитель в своей жизни, каждое новое – это экзамен на
профессионализм и понимание глубинного смысла учительской профессии.
3. Любовь родителя
1. Вера в успех
Желание учиться
4. Приучение к режиму
2. Положительные установки
5. Выполнение установленных правил
1. В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я в тебя верю», «У тебя так хорошо получается эта буква», «Это какие же надо иметь умелые пальчики, чтобы сделать такую поделку.
2. Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Необходимо наоборот помочь ребенку поверить в свои силы:
«Не бойся, у тебя все получится», «Я тоже не разу научился делать это хорошо», «Я знаю, что ты стараешься, и очень скоро у тебя все получится».
3. Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Прижать, обнять, погладить, поцеловать, теплый взгляд, доброе слово «Как хорошо, что ты у меня есть.».
4. Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения – значит, организовать жизнь ребенка, что поможет ему в учебном труде.
5. Школьные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме, не только ребенок должен знать, но и безукоризненно выполнять.
Наказание
Слово, убеждение
Методы воспитания
Одобрение, осуждение
Создание воспитывающих ситуаций
Пример взрослых
Монолог, а не диалог
Унижение достоинства Окрики,
раздраженный тон
Наши ошибки
Вымогание, обещания
Назидания в присутствии товарищей
Безапелляционность (делай так – и точка!)
Заповеди семейного воспитания. 1. Принимайте ребенка таким, какой он есть.
2. Никогда не приказывайте по прихоти.
3. Никогда не принимайте решения в одиночку. 4. Собственное поведение родителей – самый решающий фактор в воспитании детей.
5. Разговаривая – воспитывайте.
6. Не допускайте излишеств в подарках.
7. Во всем нужно действовать собственным примером. 8. Все делайте сообща. Литература 1. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания/ - М.: Просвещение, 1989. 2. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе/- Волгоград: Учитель, 2004. 3. Корнеев Е.Н. Ох уж эти первоклашки!/ - Ярославль: Академия развития, 1999. 4. Саляхова Л.И. Родительские собрания/ - М.: Глобус, 2007. Презентация к выступлению
|