СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Все мы когда-то были детьми. Ходили в школу и радовались каждому новому дню, который дарил нам встречу с любимыми друзьями и педагогами. Мы безоговорочно верили своему учителю: он единственный кто знает, как правильно поступить и где истина.
Отличаются ли современные дети от нас? Конечно, отличаются.
Чем же?
Информированностью. Значит, нельзя их учить только тому, чему учили нас. А поэтому требуется изменить содержание образования.
Раскованностью. Они с лёгкость преодолевают барьеры в общении. И вот уже нельзя преподавать, так как раньше (более приемлема проблемно-диалогическая технология, где дети участвуют в обсуждении)
Слабым здоровьем. Требуется изменение методики (от интересного не устают)
Мир постоянно меняется и нам приходится часто применять знания в новой необычной для нас ситуации.
Чему учить современных детей?
В связи с глобальными изменениями в мире и в стране, затронувшими все стороны общественной жизни, особое внимание уделяется вопросам развития, обучения и воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить и работать в новых условиях. По этой причине принципиально изменились главные цели образования: от передачи суммы знаний ученикам к развитию умений, компетентности, личностных качеств, позволяющих им самостоятельно и продуктивно действовать в различных жизненных ситуациях, в любых обстоятельствах.
А что об этом говорят родители?
Какие качества они хотят видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен?
• умение ставить цель и добиваться ее
• умение общаться
• умение адаптироваться к ситуации
• умение ориентироваться в мире
• самостоятельно добывать и применять знания
• уметь заботиться о других, быть нравственным человеком
• сохранить здоровье …
Как учить современных детей?
В болоте тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. "Протяни мне руку! - кричал он ему. - Я вытащу тебя из болота". Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. "Дай же мне руку!" - все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал:
"Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти".
Вот так и учитель должен протянуть руку каждому ученику, тонущему в море информации, показать ему путь к познанию, понимая, что если работать на старый результат, то современные дети будут видеть нас такими: «Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили», - писал А. Эйнштейн. Быстрее всего стираются из памяти именно факты, детали, даты, термины, заученные формулировки – словом, та формализованная сторона обучения, на усвоение которой всегда были нацелены школьные задания.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Важнейшая задача современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Откуда возникла потребность в «новом образовательном результате»?
ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.:
«…направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы».
«… не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ личности»
Для справки:
Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.
Развитие – интеллектуальное
Развитие – личностное
Развитие – социальное
«Стандарт «первого поколения», безусловно, явился прогрессивным шагом на пути модернизации отечественного образования. Вместе с тем с самого начала было очевидно, что стандарт «первого поколения» носит «рамочный», переходный характер.
ФЕД.ГОС.ОБР.СТАНДАРТ
2008-2012 гг.
«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
Что такое новый образовательный результат?
Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов «второго поколения» (ФГОС) заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.
Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Цель образования изменилась!
При этом ОС «Школа 2100» более10 лет ставит приоритет в формировании функционально грамотной личности.
Человек самостоятельный - Человек познающий - Человек, умеющий жить среди людей
«Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами»
«Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!»
Как добиться этих результатов?
Простроить цели до конкретных действий на уроке.
От цели формирования функционально грамотной личности к общеучебным умениям: организационным, интеллектуальным, оценочным, коммуникативным через цели предметов – линии развития (какие жизненные задачи помогает решать) до учебных заданий, развивающих предметные умения.
Общеучебные умения (ОУУ-УУД) – самое главное, что остается после школы
Какие группы ОУУ выделяются в «Школе 2100»?
Организационные - умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность.
Интеллектуальные - умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире.
Оценочные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор.
Коммуникативные - умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми.
Общеучебные умения и навыки способствуют решению задачи повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Технологии получения нового образовательного результата в «Школе 2100»
Как учить?
Новая цель требует новых методов и технологий:
Проблемно-диалогическая технология (изучение нового материала)
Технология формирования продуктивного чтения
Технология оценки учебных успехов
(контроль результатов)
Общие особенности технологий
«Школы 2100»:
от «ментора-наставника» к «партнеру».
Проблемно-диалогическая технология (изучение нового материала).
Технология формирования продуктивного чтения (чтение и понимание текстов).
Технология оценки учебных успехов
(контроль результатов).
Какие общеучебные умения прежде всего развивает проблемный диалог?
1. Организационные – умение решать проблемы
2. Коммуникативные – вести диалог
3. Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
4. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Какие общеучебные умения развивает технология формирования продуктивного чтения ?
1. Коммуникативные – адекватно понимать собеседника (автора), формулировать свою позицию (интерпретация)
2. Интеллектуальные – извлекать информацию из текста
3. Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения
4. Организационные – умение работать по плану (алгоритму)
Технология оценки учебных успехов
Цель: самооценка учеником реальных достижений
Средство: коренное изменение правил оценивания:
«САМООЦЕНКА»
«Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку».
Алгоритм самооценки (вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Какую отметку поставил бы ты?
Какие общеучебные умения развивает технология оценивания учебных успехов?
1. Организационные – умение адекватно оценивать результат своей деятельности.
2. Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зрения.
3. Интеллектуальные – формулировать логические выводы.
4. Оценочные – толерантное отношение к иным решениям.
Как учить?
Новая цель требует новых методов и технологий.
Традиционный урок уже не может отражать все современные реалии и монолог учителя не способен пробудить интерес к творчеству и самопознанию.
Проблемно-диалогический урок наиболее приемлемая на современном этапе развития образования форма передачи знаний, ведь строится она исключительно на партнёрстве всех сторон.
Движение к функциональной грамотности
Задания, которые мы учим выполнять, приближают конечную цель – выращивают функционально грамотную личность!
Как следует изменить учебный процесс, чтобы получить новый положительный образовательный результат?
Анализ новых стандартов позволяет сделать вывод, что в ОС «Школа 2100» уже создана база для формирования «универсальных учебных действий», предполагающих наличие ключевых компетенций.
Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе.
Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».
Литература 1. http://standart.edu.ru
2. http://www.school2100.ru/
3.Концепция федеральных ГОСТов общего образования : проект / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008.
3. Мурзина, Н.П. Методическое обеспечение внедрения инновационного содержания образования в школьную практику на примере УМК «Школа 2100» и «Школа 2000…» : учебно_метод. пос. / Н.П. Мурзина. – Омск : Изд_во ОмГПУ, 2006.
4. Стратегия модернизации содержания общего образования : мат. для разработки документов по обновлению общего образования /
Под ред. А.А. Пинского. – М. : Мир книги,
2001. – 95 с.
5. «Школа 2100» как образовательная система. – М. : Баласс ; Изд. дом РАО, 2009. Презентация к выступлению
|