Модель системы медико-психологической поддержки сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса
В соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Феде-рации на период до 2010 года, наше дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» видит основной целью своей работы стабилизацию всего хода психофизического развития детей с нарушением зрения. Для этого мы используем здоровьесберегающие технологии, которые объединены в систему работы по охране здоровья детей. Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию психических процессов и дви-гательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Педагогический и медицинский персонал нашего детского сада ставит перед собой одну из главных задач в коррекционной работе – это охрана здоровья дошкольника с нарушением зрения и привитие ему сознательного отношения к своему здоровью. Понимая «здоровье человека» как полное физическое, душевное и социальное благополучие, нами была разработана и внедрена в деятельность нашего дошкольного учреждения физиологически обоснованная, опирающаяся на научный опыт система работы по охране здоровья детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Эта система направлена на формирование позитивного самосознания у детей, ценностного отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитие свободной, здоровой личности, обладающей пози-тивным мышлением, чувством собственного достоинства и уважением к людям, на воспитание потребности в здоровом образе жизни, реализацию идеи жизнетворчества и жизнестроительства. В процессе создания нашей воспитательной системы, была сконструирована ее модель в виде здания «Детский сад – дом здоровья», где каждая часть дома обозначает определенное направление нашей работы. Площадка под строительство – это развивающая среда и офтальмо-гигиенические условия. В детском саду в каждой возрастной группе создана развивающая среда для уточнения и закрепления представлений о здоровом образе жизни. Сюда входят эстетично оформленные, светлые, теплые, уютные и просторные групповые комнаты, насыщенные игровым материалом. Они создают бодрое, радостное, позитив-ное настроение, делают жизнь наших детей полной, удовлетворяют потребность в активной жизни. Интерьер группы способствует развитию зрительных функций, за счет использования детьми специальных тренажеров: • На прослеживающую функцию глаз («Лабиринты», «Стрелоплан» и др.) • На зрительно-поисковую функцию («Сетка», «Петушок проснулся» и др.) • На активизацию и расслабление зрения («Цветная лесенка», «Черные фигурки», «Пальминг» и др.) В целях охраны зрения педагоги учат детей применять для снятия зрительного напряжения и активизации зрительных функций комплексы гимнастики для глаз. В подготовительной к школе группе дети выполняют эти упражнения самостоятельно, опираясь на сформированные навыки. Для достижения возможного восстановления зрения у детей в детском саду функционирует офтальмо-логический кабинет, в котором созданы необходимые условия. Его обстановка способствует повышению моти-вации и снятию нервного напряжения во время проведения аппаратного лечения. Фундамент дома – это накопление знаний и опыта о здоровом образе жизни на занятиях, играх и сво-бодной деятельности. На занятиях по ознакомлению ребенка с окружающим миром и в свободных беседах по уточнению представлений о здоровом образе жизни у детей формируются знания и уверенность, направленные на укреп-ление и совершенствование организма, независимо от факторов окружающей среды. Закладывая в основание «Дома здоровья» каждого ребенка «кирпичики опыта и знаний», мы помогаем им развивать и совершенство-вать самосознание и саморегуляцию в действиях. В сожетно-ролевых и дидактических играх, самостоятельно выполняя различные задания и игровые дей-ствия, дети используют сформированные навыки и закрепляют полученные знания. В режимных моментах формируются культурно-гигиенические навыки. Детям прививаются: аккуратность, опрятность, умение ухаживать за собой, пользоваться индивидуальными предметами гигиены, правила поведения за столом. В смоделированных жизненных ситуациях и в повседневной жизни, ребята преодолевают начальную пассивность и приобретают устойчивую мотивацию по заботе о своем здоровье. Стены дома – это лечебно-профилактическая работа. Каждый год уточняется и корректируется комплексный план обеспечения физического и психического здоровья, коррекции зрения детей. Данная программа содержит оригинальные мероприятия, совокупность которых объединена в понятии «здоровый образ жизни». Реализация программы носит преимущественно ин-дивидуально-дифференцированный характер. Также корректируется оздоровительный комплекс «Не хворай-ка», включает мероприятия: фито-чай, ви-таминизация третьего блюда, соки, смазывание носа оксолиновой мазью в весенне-осенний период, полоска-ние горла отваром ромашки или календулы, аэроионизация, аромотерапия, физиопроцедуры – жемчужная ванна, ножной гидромассаж, тубус-кварц, УФО, соллюкс, электрофорез, ингаляция, общий массаж, ЛФК на-правленные на укрепление здоровья. С целью понимания каждым педагогом методов и назначения проведения мероприятий, входящих в оздоровительный комплекс «Не хворай-ка», совместно с врачом-педиатром раз-работана технологическая карта проведения оздоровительных мероприятий в ДОУ. Скрепляющий материал – работа с родителями. В детском саду применяется на практике альтернативная модель общения с детьми. Ее суть: взрослый придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Вместе всей семьей идут по пути здорового образа жизни. Работа с родителями строится на следующих принципах: • Педагогический коллектив и медицинский персонал обеспечивает высокий профессиональный уровень воспитания и охраны здоровья детей; • Педагоги и другие специалисты учитывают в общении с родителями индивидуальные особенности и потребности, как ребенка, так и его родителей; • Педагоги следуют диалогическому пути развития взаимоотношений с родителями, сочетанию де-лового стиля общения с личностным стилем, в рамках которого обсуждаются вопросы здорового образа жизни в семье, как на родительских собраниях, так и индивидуальных беседах; • Родителям предоставляется право быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в ДОУ, успешности его роста и развития; • Всеми педагогами и специалистами ДОУ используются максимально разнообразные способы во-влечения родителей в жизни группы и детского сада с целью обогащения воспитательного опыта матерей и отцов по проблеме воспитания здорового образа жизни. Итоги социологического исследования результативности реализации воспитательной системы отражены на диаграмме. Так, если перед началом реализации проекта родители дали 60% положительных ответов отно-шения к здоровому образу жизни, а в конце реализации – 80%. Крыша дома – результативность. Все данные о результатах комплексной работы фиксируются в отчетах специалистов: врача-офтальмолога, педиатра и педагогов детского сада. Затем они анализируются администрацией детского сада и учитываются в планировании работы на следующий учебный год. В 2008-2009 учебном году нами были достигнуты следующие результаты лечебно-восстановительной работы: • Улучшение зрения при дисбинокулярной амблиопии в 71% случаев – у 21 ребенка • При рефракционной амблиопии повышение остроты зрения наблюдается в 55% случаев – 6 детей, из них 0,9 – 1,0 зрения на 9 глазах • Изменение угла косоглазия достигнуто 38 случаев – 11 детей. • Бинокулярное зрение достигнуто в 4 случаях – 4 ребенка Реализация проекта позволила снизить уровень заболевания детей на 15%. Только совместная скоординированная работа медицинских и педагогических работников позволяет нам добиваться положительных результатов охраны здоровья дошкольников с нарушением зрения, привития потребности к бережному отношению своего организма и успешно адаптировать ребенка к обучению в школе. Родителями и учителями начальных классов отмечается, что в период школьного обучения у детей сни-жается острота зрения, наблюдается повышенная утомляемость, снижается мотивация к обучению. Выпускники нашего детского сада поступают в массовые общеобразовательные школы, где нет возмож-ности продолжить офтальмологическое лечение и не всегда созданы условия для охраны зрения. В связи с этим, возникла необходимость обеспечения и непрерывности дошкольно-школьного воспита-ния, обучения и лечения детей с нарушением зрения. В настоящее время наш детский сад и СШ №26 работает над экспериментом на тему: «Влияние совре-менных форм медико-педагогического сопровождения дошкольного и младшего школьного возраста на охрану зрения и коррекцию отклонений в развитии» в рамках этого эксперимента был составлен поэтапный план. На первом этапе были созданы условия для эксперимента, оказана консультативная помощь по подбору и привлечению детей в класс охраны здоровья. Оборудован класс с учетом офтальмо-гигиенических требований: подобраны комплексы зрительной гимнастики и размещены зрительные тренажеры. На втором этапе – офтальмологическое лечение на базе детского сада, работа учителя-дефектолога в школе с детьми 1 и 2 классов, оказание консультативной помощи педагогам школы и родителям школьников. Мы надеемся, что результатом нашей экспериментальной деятельности станет не только улучшение со-стояние зрения в дошкольном возрасте, но и закрепление его в период начального школьного обучения.