Модель социально-психологического сопровождения учащихся
Проблемы здоровья и болезни привлекали внимание представителей целого ряда наук еще в 50-60-х годах ХХ века. Однако в России данная проблематика стала активно исследоваться лишь в 90-х годах. Именно в это время развернулись широкие психологические, социологические исследования. Появилась новая самостоя-тельная область знания – психология здоровья и этому были свои предпосылки.
На современном этапе изучение и формирование здорового образа жизни и социального здоровья ста-новится ключевой задачей. И это находит свое отражение в деятельности образовательных учреждений, кото-рые используют в своей практике здоровьесберагеющие подходы. Сегодня они в значительной мере отличают-ся от тех, которые существовали в прошлом столетии и были направлены только на профилактику вредных привычек. Чтобы понять, как и чем должна заниматься школа на современном этапе, следует рассмотреть, какие уровни представляют интерес с практической точки зрения. Понятие «здоровье» представляет собой достаточно комплексный феномен, который изучается на трех уровнях: 1) Физическом (наиболее изученный уровень физического здоровья, которое обусловлено свойствами человеческого организма как сложной биологической системы); 2) Психологическом (плодотворно изучается); 3) Социальном ( наименее изученный и перспективный уровень). Если понятие физического здоровья не вызывает у нас дополнительных вопросов, то понятиям «психо-логическое» и «социальное» стоит дать объяснение: Психическое здоровье – это неоднородное образование, имеет сложное уровневое строение: 1. Высший уровень психического здоровья – личностно-смысловой, определяется качеством смы-словых отношений человека. В самом общем виде здоровье может быть связано с гармоничным сочетанием проявлений трех основ-ных отношений личности: к себе, к другим и к жизни. 2. Второй уровень (уровень индивидуально-психологического здоровья) – зависит от способностей человека выбирать адекватные способы поведения в достижении целей; 3. Третий уровень уровень психофизиологического здоровья обусловлен особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации психической деятельности. Социальное здоровье (в психологии) определяется как количество и качество межличностных связей индивидуума и степень его участия в жизни обществ. Заметное влияние на состояние социального здоровья с одной стороны оказывают родительские отно-шения, а в условиях образования – школьная среда, а с другой высшая мотивация. Именно социальный интерес служит основой оптимизма личности, что во многом определяет степень активности ее участия в жизни общест-ва. По мнению Г.С.Никифорова, социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: • адекватное восприятие социальной действительности; • интерес к окружающему миру; • адаптация к физической и общественной среде; • направленность на общественно полезное дело; • культура потребления; • альтруизм; • эмпатия; • ответственность перед другими; • бескорыстие; • демократизм в поведении. Разрабатывая экспериментальную программу «Школа – территория здоровья» в нашей школе мы, пре-жде всего, опирались на следующие аспекты: 1. В начальной школе особое внимание уделялось развитию второго и третьего – психофизиологического уровней, поскольку в этом возрасте особенно бурно происходит фор-мирование психических процессов: памяти, внимания, восприятия и т.д. Правильный режим дня, смена деятельности в школе все это является предпосылками для сохранения психофизиологического здоровья. 2. Высший уровень тесно связан с развитием рефлексии, расширением самосознания, а поэтому в большей степени соотносится с подростковым возрастом. 3. Вследствие недостаточной изученности проблемы в программе отсутствовало направление, свя-занное с формированием социального здоровья школьников. В самом начале нашей экспериментальной деятельности в начальной школе был организован монито-ринг, который включал в себя следующие исследования: 1. Режим дня (анкеты для родителей); 2. Функциональное состояние ребенка (анкеты учителей и родителей); 3. Утомляемость (с помощью пробы свободного и заданного темпа); 4. Учебная мотивация; 5. Эмоциональное отношение к учителю; Полученные результаты мало отличались от общероссийских: признаки утомляемости при проявлении психосоматических нарушений выявлены у 20% школьников. Также имели место нарушения в режиме дня: • у 25 % учащихся – превышение времени на домашние задания; • у 22% учащихся – превышение общей учебной нагрузки; • не досыпают 30% младших школьников; • у 30% школьников превышено время пребывания за компьютером; • у 40% школьников превышено время просмотра телепередач; • у 70 % школьников снижено время пребывания на свежем воздухе; • по данным анкет родителей и педагогов признаки усталости у детей более выражены в школе, чем дома (при этом стоит учитывать, что родители не всегда способны правильно определить реакции ребенка, т.к. возбудимость или другие признаки также свидетельствуют о ее проявлении) Это позволяет предположить, что перегрузки, которые испытывают учащиеся в 1-х и 2-х классах, могут являться одной из причин снижения интереса к учебной деятельности, не говоря уже о психосоматических на-рушениях. После проведения тематических родительских собраний в экспериментальных классах, занятий с педа-гогами были получены положительные сдвиги, которые в большей мере коснулись изменений учебной нагруз-ки. Анализ анкет этого учебного года позволил получить следующие результаты: • у 15% учащихся выявлено превышение учебной нагрузки; • у 29% учащихся выявлено превышение времени на домашние задания; • 30% школьников не досыпают; • у 20 % превышено время работы за компьютером; • у 20% превышено время просмотра телепередач; • у 40% школьников снижено время пребывания на свежем воздухе. Сегодня в начальной школе работа ведется по следующим направлениям: • занятия с учащимися по программе ОЗОЖ в рамках классных часов (в ходе занятий были ис-пользованы рисунки «Мой мир». Психологами обращено внимание на особенности внутренней картины мира некоторых детей, которая соотносилась с агрессией, негативным эмоциональным восприятием действительности. Некоторые дети просто не могли воспроизвести окружающую их реальность. Таких рисунков около 15 %. Следовательно, данная группа детей нуждается не только в профилактической, но и коррекционно-развивающей программе). • занятия с родителями в тренинговой форме; • индивидуальные и групповые консультации с родителями; • индивидуальная работа с педагогами. Нами разработана модель социально-психологического сопровождения учащихся, и более подробно я остановлюсь на младшем школьном возрасте, поскольку он имеет свои специфические особенности. Уже в подготовительной группе педагогами и психологами проводится наблюдение за ребенком. В случае необходимости родителям предлагается индивидуальная диагностика ребенка, даются рекомендации. Читать статью полностью здесь